Ведущие производители и импортеры шин выcказались на тему утилизации покрышек
• против введения моратория на самостоятельную реализацию РОП (расширенная ответственность производителя);
• против одномоментного увеличения норматива по утилизации до 100% от объема, произведенных и импортируемых шин;
• против введения экосбора.
В роли спикеров выступили: Сергей Подойников, исполнительный директор «ЭкоШинСоюз»; Георгий Ротов, генеральный директор Continental Kaluga, Председатель Правления «ЭкоШинСоюз»; Джеффри Гловер, генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ; Дмитрий Молоканов, генеральный директор Мишлен в Восточно-Европейском регионе; Андрей Пантюхов, генеральный директор Nokian Tyres Россия.
Принцип РОП законодательно введен в России 1 января 2015 года и предполагает, что производитель и импортер самостоятельно утилизирует произведенную продукцию, которая утратила потребительские свойства. Цель РОП - снижение объема перерабатываемых отходов и обеспечение максимальной вторичной переработки. Согласно требованиям федерального закона №89 в целях самостоятельного обеспечения выполнения нормативов утилизации шин в рамках РОП в 2017 году была создана некоммерческая ассоциация «ЭкоШинСоюз».
Георгий Ротов, генеральный директор Continental Kaluga, Председатель правления «ЭкоШинСоюза», подчеркнул, что задачей ассоциации является стимулирование и развитие комплексной системы сбора и утилизации изношенных шин на территории России. За период с 2017 по 2019 г. утилизировано 136 000 тонн отработанных шин.
По экспертным оценкам в России ежегодно образуется порядка 800 000 тонн изношенных шин, что является одной из причин образования несанкционированных свалок шин, которые наносят ущерб окружающей среде и увеличивают риск возникновения пожаров.
«ЭкоШинСоюз» выстраивает партнерские отношения с предприятиями-утилизаторами. Сергей Подойников: «Мы стимулируем развитие переработчиков как в аспектах сбора и наращивания мощностей, так и в аспекте совершенствования инфраструктуры. С каждым переработчиком фиксируются четырехлетние планы развития».
В результате деятельности «ЭкоШинСоюза» установлено более 350 специальных контейнеров для сбора шин на утилизацию, вовлечено более 950 шиномонтажных центров и запущены пилотные программы по взаимодействию с розничными шинными сетями, а также ликвидировано значительное количество несанкционированных свалок.
Спикеры пояснили, что обсуждаемые в Минприроды инициативы по введению моратория могут перечеркнуть реализуемые и запланированные проекты в области РОП. По мнению Андрея Пантюхова, генерального директора Nokian Tyres Россия, только последовательная работа бизнеса в рамках РОП сможет дать результат, а именно: создать и развить полноценную и хорошо работающую отрасль по обращению с отходами.
Джефф Гловер, генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ: «Важно отметить, что ликвидация сформированной системы может негативно сказаться на работе предприятий перерабатывающего сектора, что в итоге приведет не к росту, а к снижению общего объема утилизации шин».
Члены ассоциации «ЭкоШинСоюз» выступают за постепенное повышение норматива утилизации. Дмитрий Молоканов, генеральный директор компании Мишлен в Восточно-Европейском регионе отметил следующее: «Текущее законодательство в области обращения с изношенными шинами выстроено в русле международных практик, и деятельность «ЭкоШинСоюза» уже показывает конкретный положительный результат. Единовременное установление 100% норматива по утилизации не приведет к 100% утилизации. Важно наращивать мощности и создавать инфраструктуру».
«Объемы утилизируемых шин растут каждый год. В 2017 году было переработано 30 000 тонн, в 2019 году - уже 70 000 тонн, и этот показатель продолжает расти. По нашим прогнозам, при сохранении текущей динамики уровень утилизации достигнет 50% к 2024 году, что почти на треть выше целевого показателя для ТКО (36% в 2024 году)», - прокомментировал Сергей Подойников, исполнительный директор «ЭкоШинСоюза».