Зачатки цивилизации были и у нас
Переработка отходов могла бы стать прибыльной отраслью хозяйства
Раньше все это было заботой государства, все финансировалось через Москву. Сегодня решение этой серьезнейшей проблемы сброшено в регионы, а там решили, что с этой задачей справятся органы местного самоуправления. В свое время в России существовала целенаправленная политика по утилизации отходов, строились мусороперерабатывающие, мусоросжигательные заводы, и все это было подкреплено деньгами. Правда, мы всегда гнались за дешевизной и покупали не то оборудование, которое было нужно. В России было построено девять или одиннадцать чешских мусоросжигательных заводов, но нам, Татарстану, они не достались. Правда, их так и не ввели в эксплуатацию, а экологические проблемы решались с помощью фильтров.
У нас никогда не было раздельного сбора мусора, но элементы, "зачатки цивилизации" были и у нас. Макулатура шла отдельно, кости - отдельно, тряпье - отдельно (старьевщики ходили и собирали). С обвалом экономики даже стеклопосуду перестали собирать. Инфляция свела на нет прежние цены и людям стало просто невыгодно заниматься сдачей той же макулатуры. И все пошло в одну кучу. Если же просто сортировать отходы на вторичное сырье и на отбросы, то 60% мусора можно повторно перерабатывать. В Германии есть заводы, на которые поступает несортированный мусор. Такой завод стоит 200 млн. марок - сумма для нас недосягаемая. Современные заводы по сжиганию мусора для Казани обойдутся тоже в 160-220 млн. марок. Любые технологические новшества по утилизации требуют финансирования, а с этим проблема.
Один кубометр мусора сейчас весит 400 кг. Его объем можно уменьшить в три раза методом тугой упаковки, чтобы из него вытекла вся жидкость. Уже одно это могло бы сократить объем свалок и туда можно было бы больше складировать. Мы же пока гордимся лишь одним достижением - наши свалки перестали самовозгораться: через каждый метр отходов их стали пересыпать песком. В России даже нет централизованных правил работы с мусором. Каждый регион делает по-своему. У нас принято постановление правительства # 395, направленное прежде всего на ликвидацию стихийных свалок. Сейчас строится сорок не самых современных полигонов, но они уже будут окультуренными. Строительство финансирует Республиканский внебюджетный экологический фонд. В рамках этого же постановления правительства разворачивается производство контейнеров. Три завода - в Нурлатах, Набережных Челнах и в Казани - производят мусоровозы различной модификации и другую коммунальную технику. Ведутся переговоры с итальянцами, чтобы на базе Елабужского автомобильного завода (на основе наших шасси) организовать производство уборочных, подметальных машин для коммунального хозяйства. В России такой техники практически нет.
К нашей радости, в бюджете-2000 появилась статья, предусматривающая 50 млн. руб. на приобретение спецтехники. Мы эту сумму постараемся использовать максимально только лишь на изготовление и, может быть, даже на продажу части этой спецтехники, но хотелось бы даже не столько продавать, сколько сдавать ее в лизинг. При лизинге деньги снова возвращаются и начинают работать. Государство такие деньги постоянно давать не сможет, а лизинговая схема для коммунальной техники могла бы стать выходом из кризиса. Средства, которые идут в экофонд, также можно было бы для лизинга применять. Для этого нужен хорошо продуманный (в части ставки банковского кредита) федеральный закон о лизинге.
«Независимая Газета» № 11 (75) 3 июля 2001 г.