Экспертное мнение: Антон Сотнезов об экологическом сборе
Своим мнением о том, сможет ли идея с экосбором действительно помочь в реализации главной цели – снижении вредного воздействия на окружающую среду поделился Антон Сотнезов, заместитель руководителя Центра проектов экологической безопасности и управления отходами производства и потребления Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова
Подводные камни
Сама суть расширенной ответственности производителя или импортера очень здравая - организациям предоставляется выбор – либо выплачивать утилизационный эксбор, который пойдет на создание инфраструктуры по утилизации или захоронению, либо организовать утилизацию продукции самостоятельно. С целью снижения количества образуемых отходов продукция должна быть утилизирована, а каким образом - будет выбирать сам бизнес. Но все-таки некоторые вопросы вызывают опасения.
В первую очередь удивляет, что порядок взимания экологического сбора уже подписан, но не утверждены ставки, по которым можно производить расчет. Несмотря на то, что Минприроды разъяснило, что в 2015 году ставки принимаются нулевыми, возникшая неопределенность, ставит производителей и импортеров в подвешенное состояние, так как неизвестно как скоро будет решен этот вопрос и какой срок им отведут для первого платежа.
Классификация перечня продукции в Распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» происходит по форме и типу назначению. По моему мнению, целесообразнее было бы деление по составу. Например, полимерную продукции классифицировать по содержанию в ней ПЭТФ, ПНД, ПВД, ПП, ПС, ПВХ и т.д. Для каждого состава характерны свои свойства (например, плотность, плавкость, токсичность на организм человека и окружающую среду) и соответствуют свои технологии переработки. Каждая категория при этом должна облагаться своей ставкой. Поступившие от производителя и импортера средства должны поступать на утилизацию (повторное использование) именно его продукции и на сопутствующие расходы (сбор и транспортирование), но не должны тратиться на ликвидацию накопленного ущерба территорий, или другие подобные мероприятия. В настоящее время государство это никак не гарантирует, поскольку экосбор поступает в федеральный бюджет и не имеет целевого назначения.
Отправная точка
В действительности сейчас в РФ действует 40 мусоросжигательных завода и несколько тысяч мусоросортировочных комплексов. В основном эти комплексы имеют небольшую производительность (до 100 тыс. тонн ТКО/год). И не все работают на полную мощность. При этом, сейчас в РФ по разным данным ежегодно образуется от 50 до 70 млн. тонн ТКО, а это не более 10% от общего количества образуемых отходов и почти 95% ТКО захоранивается на полигонах и свалках. Существующая на данный момент инфраструктура, не может обеспечить должную переработку отходов и их вторичное использование. В большей степени, эти комплексы представляют собой конвейерные линии, на которых ручным способом отбираются «ценные», т.е. ликвидные на рынке компоненты ТКО и прессовое оборудование для уменьшения объема и снижения транспортных издержек. Сейчас 80 % дохода среднего сортировочного комплекса составляет тариф на прием отходов и не более 20% - это прибыль от продажи вторсырья.
Необходимы не просто сортировочные линии, а именно заводы по сортировке отходов и переработке их во вторичную продукцию. Чтобы все это спроектировать и провести, предусмотренную законодательством экспертизу, потребуется минимум год, а для того, чтобы построить, наладить и запустить - еще больше времени. При выборе технологий и строительстве таких комплексов важно планировать, чтобы эти заводы производили продукцию востребованную на рынке, если такого спроса нет, его необходимо стимулировать, т.е. вводить аналогичные с европейскими практиками механизмы.
Как в Европе
В Проекте постановления Правительства РФ "Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств" в качестве обоснования приводится положительный пример Европы. Но нас нельзя сравнивать.
Во-первых, в Европе экосбор поступает в отдельные Экологические фонды. Такой механизм гарантирует целевое использование средств.
У нас же в действующей редакции федерального закона № 458 предусмотрено, что экологический сбор будет поступать в федеральный бюджет. Опыт взимания платы за негативное воздействие показал, что таким образом эти денежные средства будут размываться на социальные нужды. И вряд ли стоит ожидать скорого создания инфраструктуры по переработке отходов на средства от уплаты утилизационного экосбора. Предполагается, что финансирование и развитие всей необходимой инфраструктуры должно происходить за счет региональных целевых программ. И средства из бюджета должны выделяться именно на это, но порядок этой системы еще не разработан.
Во-вторых, стоит отметить, что в европейских странах раздельный сбор коммунальных отходов существует уже порядка 20-40 лет и вводился он постепенно. Историческим документом в этом плане можно считать директиву 75/442/ЕЭС «Об отходах», а ведь это 1975 год! В документе были утверждены основные принципы и правила обращения с отходами, например, «загрязнитель платит», единые правила к учету образующихся отходов, единые приоритеты к управлению отходами:
- предотвращение образования либо уменьшение количества отходов, а также снижение их токсичности;
- восстановление полезных качеств отходов, в т.ч. вторичная переработка, повторное использование или использование отходов в качестве источников энергии;
- безопасная окончательная утилизация как последняя возможная альтернатива.
Это стимулировало развитие национальных нормативных актов в области управления отходами для стран членов ЕС.
Изначально внедрялся «малый» раздельный сбор отходов, например в Финляндии вводились два типа контейнеров - отдельно собирали органические отходы и все остальные, затем дополнительно вводили раздельный сбор макулатуры, пластиков и т.д.
Вместе с тем, постепенно вводились дополнительные налоги на захоронение отходов, и повышение тарифов на вывоз несортированных отходов. Важно отметить, что такие новшества сопровождались активной информационной компанией на всех уровнях, таким образом, население понимало цель селективного сбора и выгоду для самих себя.
Что делать
Любые дополнительные налоги и сборы в конечном счете лягут на плечи потребителей, т.е. нас с вами - граждан. Учитывая сложную экономическую ситуацию с подорожанием продукции важно минимизировать нагрузку на бюджет и максимально эффективно выстраивать связи между переработчиками отходов и потребителями вторичного сырья. Именно в этом мы можем опираться на иностранный опыт.
Европа действительно ушла далеко в развитии технологий и технических средств переработки отходов, но этот же европейский опыт показывает, что ключевым аспектом в решении проблемы является не технических подход, а социальный (просветительский). Если предусмотреть поэтапное введение раздельного сбора ТКО (начиная с «малого» раздельного сбора, и дифференцированного тарифа на вывоз отходов) и правильно выстроенную информационную компанию, понятную для всех - достижение результатов сравнимых с ЕС можно ожидать в ближайшие 15 лет.
Многие «пилотные» проекты по внедрению селективного сбора не дали эффекта потому, что не сопровождались активной информационной компанией. По данным соцопросов до 30% населения уже готовы разделять отходы.
Важно также отметить, что в Европе существуют государственные механизмы стимулирования переработчиков и потребителей вторсырья (зеленые тарифы и сертификаты, субсидии, налоговые послаблении и т.д.) без аналогичной поддержки со стороны государства развитие эффективной системы переработки отходов не будет возможно.