В ТПП РФ обсудили утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств
Директор Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ» Виктор Ковшевный рассказал об основаниях для реформирования сферы утилизации ВЭТС. Он отметил, что авторециклинг является одной из важных задач экономики замкнутого цикла. В частности, перечень первоочередных мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов на 2021-2023 годы, утвержденный заместителем председателя Правительства РФ Ю. Борисовым, ставит одной из целей увеличения ломосбора. Ассоциация НСРО «РУСЛОМ.КОМ» направила в Минпромторг рекомендации по развитию утилизации ВЭТС, как один из путей. Он также отметил, что рынок старых автозапчастей, снимаемых с автомобилей не отрегулирован должным образом.
Виктор Ковшевный также отметил, что развитие отрасли авторецклинга позволит эффективнее бороться со свалками, а также уменьшить количество загрязнений, производимых старыми автомобилями. Согласно исследованиям, проведенным Ассоциацией, своевременный вывод старых автомобилей из эксплуатации будет ежегодно спасать около 7000 жизней и уменьшит количество аварий на 200 тысяч. Также, по его словам, создание сферы утилизации ВЭТС позволят стимулировать развитие и обновление российского автопарка.
Александр Кобенко, председатель комитета Деловой России по переработке отходов и вторичным ресурсам, член совета директоров АО «АКРОН ХОЛДИНГ» в своем выступлении рассказал об опыте реализации программы автоутилизации 2014 года и о предложениях, необходимых для создания эффективной отрасли утилизации ВЭТС, таких как: гармонизация с РОП и закрепление на законодательном уровне возможности выбора способа утилизации ВЭТС; создание единого реестра утилизаторов ВЭТС; упорядочение вовлечения и учета б/у запчастей в соответствии с международной практикой; расходование утилизационного сбора и вовлечение в программу утилизации автохлама возрастом до 2012 года; реализация пилотных проектов высокотехнологичной утилизации ВЭТС; перенаправление потоков ВЭТС на площадки легальных утилизаторов; создание единой базы автопарка России и ВЭТС с целью минимизации повторного вовлечения ВЭТС в действующий автопарк.
Николай Малых, генеральный директор компании «НОРДВЕСТСКРАП», входящей в группу компаний «ИНТЕРВТОРРЕСУРС», рассказал о собственном проекте создания предприятия по утилизации отходов, в том числе ВЭТС. Он обратил внимание на то, что чрезмерные лицензионные требования затрудняют создание компаний, занимающихся утилизацией и имеющих необходимое оборудование. Он также предложил внести дополнения в законодательство, заключающиеся в том, что компаниям будет требоваться не только наличие оборудования для утилизации автомобилей, но и наличие договоров с утилизаторами таки отходов, как шины, пластик и т.д.
Игорь Адабир, коммерческий директор Орис Пром, отметил, что металл составляет 46% автомобиля, и рекомендовал обратить внимание на то, что остальные компоненты, такие как резина, пластик, кожа, полиэтилен и другие также должны быть утилизированы, а не захоронены на полигоне. По его мнению, только в этом случае утилизация может считаться эффективной, но государству при этом следует оказать утилизаторам поддержку, поскольку обращение с такими побочными отходами зачастую экономически невыгодно.
В качестве следующего шага участники встречи обозначили совместную работу над стратегией повышения эффективности в сфере авторециклинга с подготовкой проектов изменений в нормативно-правовую базу.