Отходы.Ру
https://www.wasma.ru/ru-RU/exhibitors/book.aspx?utm_source=waste.ru&utm_medium=Media&utm_campaign=barter

Эксперты раскритиковали закон о вторсырье

Разместил Редактор в 05.07.2022 (132 прочтений) Рынки и политика
С начала сентября в России вступят в силу поправки, которые дают определение вторсырью, а также обязывают граждан и предпринимателей доводить его до переработки. Как декларируют законодатели, нововведения нацелены на достижение показателей национальных проектов по охране природы и развитие системы обращения с отходами. Plus-one.ru рассказывает, как новые правила изменят нашу жизнь и что думают о них эксперты.


Закон разграничил виды вторичных материалов, обязал создать перечни товаров и услуг с использованием вторсырья, увеличил штрафы за отправку мусора на свалки


Два ключевых определения, которые содержатся в поправках, — это «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье». Под «вторичными ресурсами» законодатели понимают «отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг», а также получения энергии, то есть для мусоросжигания.

Другое понятие, «вторичное сырье», подразумевает продукцию, полученную из вторичных ресурсов, как с помощью технологических процессов, так и без дополнительной обработки. Первое определение добавлено в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», второе — в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Поправки закрепили в законодательстве несколько широко известных неофициальных правил. Например, в них прописана обязанность граждан соблюдать требования о раздельном сборе отходов и накоплении вторичных ресурсов на мусорных площадках. Данная норма начнет действовать с 1 марта 2023 года.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) теперь обязаны утилизировать вторичные ресурсы сами или передавать их компаниям, которые могут обеспечить утилизацию. Захоронение вторичных ресурсов полностью запрещается — правда, только с 2030 года.

Кроме того, до 1 марта 2024-го власти должны разработать перечни видов товаров и работ, производство и проведение которых допускается лишь с использованием в составе вторичных ресурсов. Кто именно будет заниматься этой работой — пока неясно. Также должны появиться перечни работ и товаров, запрещенных в России из-за того, что отходы от их использования не подлежат переработке.

В законе прописана и ответственность бизнеса за «побочные продукты производства», если они были отправлены на объекты размещения отходов. В таком случае компания должна будет заплатить за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС) по повышенной ставке. Также не допускается загрязнение природы при обращении с побочными продуктами на производстве — за нарушение предусмотрены штрафы, рассчитывать которые будет Росприроднадзор. Если такие отходы попали на свалку спустя 11 месяцев после их образования, размер взыскания увеличится в 52 раза.

К побочным продуктам относятся вещества или предметы, образующиеся при выпуске основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, но не являющиеся целью производства. Например, для кондитеров это хлебные крошки, для производителей кефира — молочная сыворотка. Крошки можно продать для панировки, сыворотку — для выпуска продуктов питания.

В то же время документ позволяет юрлицам и ИП самим выбрать, относятся ли вещества и предметы к отходам или к побочным продуктам, независимо от их наличия в федеральной классификации отходов, за исключением особо опасных. Информация о видах, объемах и дате образования побочных продуктов должна отражаться в отчете для контролирующих органов.

Также депутаты Госдумы внесли изменение в закон о лицензировании — теперь компаниям не нужно получать разрешение для сбора отходов I-IV классов опасности, включая самые опасные: старые трансформаторы, конденсаторы, термометры и другие ртутьсодержащие приборы, асбестовую пыль, синтетические и минеральные масла, отходы солей мышьяка.

Какие недочеты есть у принятого закона

Многие прописанные в документе нормы самоочевидны, в текущем виде они бюрократизируют процессы управления отходами и не принесут реального эффекта, заверил Plus-one.ru эксперт российского Greenpeace Дмитрий Нестеров. «По сути, все эти акты, которые подаются как стимулирующие, имеют чисто декларативный характер. Как контролировать их выполнение, не сказано. Например, неясно, какая будет ответственность за нарушение гражданами правил сбора мусора», — объяснил Дмитрий Нестеров. Он добавил, что при текущих формулировках в жизни простых россиян ничего не изменится.

Также представитель Greenpeace раскритиковал норму, согласно которой власти намерены отдавать часть вторсырья на мусоросжигание. Эксперт уверен, что переработка и термическое уничтожение отходов — взаимоисключающие процессы. «Власти ЕС и Британии уже решили отказываться от практики энергетической утилизации мусора из-за огромного экологического следа», — сообщил Дмитрий Нестеров. Он отметил, что задача готовить сырье для сжигания будет тормозить работу региональных операторов по налаживанию сортировки. «Единственное, чему такой подход будет способствовать, — достижению президентских указов о снижении захоронения», — считает представитель Greenpeace.

Из полезных нововведений Дмитрий Нестеров отметил обещанные властями перечни товаров и услуг, производство и оказание которых допускается исключительно с использованием вторсырья.

Участник научно-технического совета Росприроднадзора Наталья Беляева заявила Plus-one.ru, что многие процессы, затронутые в законе, оговариваются весьма поверхностно. «Если проводить параллель, то, например, обществу известно, что надо чистить зубы — это мера предотвращения кариеса. Но об этом же не написано в законах. Вот и здесь так — решили закрепить ряд вещей, о которых многие и так знали», — заявила собеседница.

В частности, Наталья Беляева считает малоэффективной статью закона о побочных продуктах производства. «Представители бизнеса все время жаловались на то, что для них нигде не прописана возможность самим определять, что у них на складе — побочный продукт или отходы. Теперь им дали это право, но точных критериев не предоставили, инспектор по-прежнему может прийти и заявить, что компания неправильно классифицировала какой-то из оставшихся материалов», — считает эксперт. По ее словам, в документе не хватает подзаконных актов, которые могли бы четко регламентировать обращение со вторичными ресурсами. Наталья Беляева надеется, что новые поправки будут серьезно дорабатываться.

В то же время специалист положительно оценила поправку об отмене лицензирования для сбора и утилизации отходов I-IV классов опасности. По ее мнению, лицензия на обработку не была панацеей, так как в РФ существуют другие инструменты контроля за утилизацией опасных отходов — например, пожарные и санитарные проверки свалок. Новая поправка облегчит организацию пунктов сбора отходов для малого и среднего бизнеса, уверена Наталья Беляева.

Георгий Кожевников
Plus-one.ru
Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -