На бумажных фабриках остановились линии, макулатуру принимают почти бесплатно
Пятый пакет санкций ЕС отправил производителей картона в нокаут
Проблемы с прекращением поставок за рубеж, которые настигли рынокметалла, не обошли стороной и производителей картона. В апреле Евросоюз представил пятый пакет антироссийских санкций, который запомнился запретом на экспорт угля. Помимо этого, решение ЕС предполагало запрет на экспорт и импорт бумаги, картона и целлюлозы.
Под влиянием европейского эмбарго упаковочный материал с апреля начал стремительно падать в цене, говорят опрошенные «БИЗНЕС Online» участники рынка. Как и металлурги, бумажные фабрики предпочитали продавать бумагу и картон на экспорт.
Санкции вызвали трудности с логистикой, а крепкий рубль и отключение от SWIFT окончательно положили конец экспорту, и на рынок России хлынуло дешевое сырье для гофроупаковки, обвалив цены.
Первыми с проблемами столкнулись крупные российские бумажные предприятия.
«Никто не остановил работу, но объемы потребления и, как следствие, объемы производства сократились. По гофроупаковке снижение в зависимости от региона — от 20 до 30 процентов. Если говорить о сырье, объем уменьшился примерно на 35 процентов» — Андрей Гурьянов, гендиректор лиги переработчиков макулатуры
Челнинское ООО «Фабрика картона» выпускает гофрокартон и изделия из него: коробки, кондитерские лотки, упаковки для пиццы. Сырьем для фирмы выступает переработанная макулатура. Оборот компании в последние месяцы сократился на 25−30%, а производство упало на 20%., рассказал нам совладелец предприятия Ильмир Сабиров.
На Набережночелнинском картонно-бумажном комбинате отмечают: цену на конечную продукцию снижает избыток сырья. Но есть и другие причины: снизился спрос на гофрокартон со стороны уходящих из России иностранных компаний, которые использовали его в качестве сырья для производства более продвинутой упаковки.
«В центральных регионах было сосредоточено большое количество производств иностранных компаний, которые решили уйти с российского рынка. Это привело к снижению спроса на упаковку и началу ценовых войн. В результате производство гофроупаковки на ряде предприятий доходит до минимальной рентабельности.» — Фарида Хусаинова, руководитель отдела продаж и маркетинга Набережночелнинского картонно-бумажного комбината
Согласно годовому отчету, в 2021-м Набережночелнинский КБК нарастил выпуск картона и бумаги для гофрирования на 9,3% (до 196,1 тыс. т). Выпуск гофроупаковки составил 330,2 тыс. кв. метра (плюс 8,9% к уровню 2020-го). На предприятии подчеркнули, что КБК продает туалетную бумагу и гофроупаковку. Бумагой и картоном для производства гофрокартона и изделий из него комбинат не торгует.
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у крупнейших бумажных фабрик России, как изменились цены на продукцию с началом спецоперации на Украине.
Почему упал спрос на упаковку?
«Месяц назад лист гофрокартона стоил 73 рубля, сейчас — 61 рубль», — привел пример снижения цен директор ООО «Кам-Упак» Владислав Хлыстов. Однако, по словам Сабирова, все виды коробок подешевели в 2 раза. Наглядный пример: коробка под пиццу, которая раньше стоила 18 рублей, сейчас обойдется покупателю в 9,5 рубля.
По словам совладельца ООО «Фабрика картона», спрос на продукцию сократился на 20%. Совсем от заказов никто не отказывался, но все по чуть-чуть снижают объемы и стремятся сэкономить. «Когда в одно время сахар стоил очень дорого, кондитеры останавливали производство, потому что было нерентабельно. Соответственно, и упаковывать было нечего», — приводит Сабиров пример.
В КБК тоже ощутили снижение спроса на гофроупаковку у определенной категории потребителей — это производители бытовой техники, товаров народного потребления, бытовой химии и косметики. «Причины у всех разные, но в результате у некоторых наших заказчиков сократился объем производства и, соответственно, объем потребления гофроупаковки. Но в целом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года комбинату удается сохранить объем реализации гофропродукции», — рассказала Хусаинова.
Снижение спроса на упаковку подтвердил и генеральный директор ПОЗиСа Радик Хасанов. Предприятие на 20% сократило объемы производства и продаж холодильного оборудования по сравнению с прошлым годом. Падение наш собеседник связал с кризисом на рынке жилья.
«Все в этом мире взаимосвязано. Нет жилья — нет бытовой техники, нет бытовой техники — нет картона. Спрос на стекло упал, на металл, на полистирол.» — Радик Хасанов, гендиректор ПОЗиСа
АО «Булочно-кондитерский комбинат» снизило объем закупок картонной продукции в 2 раза — предприятие изменило вариант упаковки готовой продукции, сократило объемы производства и уменьшило поставки в районы.
О небольшом снижении в использовании картона в начале года рассказали и в «Нэфис Косметикс». Там подчеркнули, что все связано со снижением производства на самом предприятии из-за «изменений в цепочке поставок основного сырья и компонентов». «По мере восстановления поставок мы ожидаем увеличения производства и, как следствие, роста потребления упаковки, в том числе картона», — рассказал коммерческий директор «Нэфис Косметикс» Тагир Хакимов, не раскрывая цифр.
Глава КФХ Альфред Хайруллин из Дрожжановского района закупает картонные лотки для упаковывания клубники. Он также отметил снижение цен на картон: «Мы покупаем картонные лотки в Краснодаре, там всегда дешевле. В прошлом году попробовал работать с производителем из Йошкар-Олы, цена была нормальной, но потом цены взлетели», — вспоминает фермер. Говорит, в пике роста картонный лоток, вмещающий 5 кг клубники, у марийцев стоил более 50 рублей за штуку, в Краснодаре же фермеру удалось найти аналогичную продукцию по 45 рублей за лоток. «Уже после того, как мы купили в Краснодаре, они (марийцы — прим. ред.) звонят и говорят: „У нас по 43 рубля“, — но мы уже успели купить», — объясняет Хайруллин.
Некоторые отрасли сохраняют спрос на картон даже в условиях кризиса. Как нам рассказал татарстанский франчайзи сети ресторанов «Додо Пицца» Вячеслав Миллер, продажи сети растут, а значит, увеличивается и потребление картона. Правда, компания закупает коробки для пиццы в московской Zeytz. Татарстанские производители, по словам Миллера, не справляются с большими объемами или просто «плохо себя продают».
На птицефабрике «Яратель» (входит в «Ак Барс Холдинг») рассказали, что с начала 2022 года объем закупок коробов незначительно увеличился в связи с ростом производства яиц. Предприятие отметило, что по разным позициям упаковки наблюдается среднее снижение цен на 20−30%.
Цены в пунктах приема рухнули в 3 раза
Проблемы со сбытом у заводов-переработчиков обрушили цены в пунктах приема картона, где вторсырье проходит первичную обработку: его измельчают, прессуют, приводят в соответствие с ГОСТом. Казанский «Быстроф» сегодня принимает картон по 4,5 рубля за кг, хотя полгода назад цена была 15 рублей. У «Экологии Поволжья» цена с начала года снизилась на 55% до 4 рублей за 1 кг картона.
Упали и цены, по которым приемщики сдают обработанное сырье производителям. Например, «Быстроф» продает картон Марийскому целлюлозно-бумажному комбинату (Марбум).
«С 2020 года закупочные цены упали в 3 раза с 26 до 9 рублей. В других регионах дела обстоят еще хуже: в Нижнем Новгороде переработчики принимают картонное сырье только по 4,5 рубля. Сама приемка идет с перебоями, переработчики не могут взять весь картон, который есть на рынке. В Волжске, например, из трех линий две стоят.» — Динар Шарифуллин, гендиректор компании «Быстроф»
«По сравнению с 2021 годом цена на сырье упала на 66 процентов. На данный момент мы сдаем по 8,4 рубля за килограмм. В 2021-м цена доходила до 26,5 рубля. В этом году была около 18 рублей. Падение резкое», — поделился с нами гендиректор «Экологии Поволжья» Рустем Даминов. По его сведениям, из-за низкой маржинальности картона переработчики замораживают часть мощностей. «Зарплату снизить затруднительно, электричество дорожает, другие расходы, которые несут целлюлозные комбинаты, не уменьшились. А продукцию нужно продавать процентов на 30 дешевле», — пояснил наш собеседник.
Оборот вторичной тары упал до 60%
Снижение спроса на картон подкосило оборот вторичной тары. Представители отрасли отмечают, что обычно он составляет 90%, но из-за падения закупочных цен вторичное использование картона рухнуло до 60%. «Когда я выхожу из дома, замечаю, что в мусорке лежит картон. Никогда в жизни он там не лежал, а тут просто валяется и никому не нужен», — говорит директор компании «Быстроф».
Раньше пункты приема вторсырья Даминова собирали и обрабатывали около 3 тыс. т картона в месяц, сейчас удается сдавать в 3 раза меньше — на марийский и челнинский комбинаты, вместе взятые. Физлица стали приносить макулатуру ощутимо меньше. «Многие говорят: „Я за такую цену не повезу! Ездить дороже будет“», — отметил директор «Экологии Поволжья».
В то же время рынок самоочищается и конкурентов становится меньше, отмечают наши собеседники. Очень много компаний не выдерживает жесткой конкуренции и закрывается. Так спасаются крупные игроки, они утверждают, что объемы производства у них не упали. «Кроме того, картон — это вторсырье, отходы производства. Люди вынуждены либо платить деньги за вывоз мусора, либо отдавать бесплатно», — сказал Шарифуллин. Объемы обеспечивают крупные юрлица, которым нужно избавляться от отходов.
«Мы год можем так работать, ожидая лучшего будущего»
В начале этого года наблюдался рост производства. По данным Татарстанстата, с января по май в республике было произведено 113,1 тыс. т бумаги и картона (плюс 8,8% к аналогичному периоду 2021-го). В мае производство начало резко снижаться. По сырью показатель составил 92% от апрельского уровня, по готовым изделиям из бумаги и картона — 88,4%.
Обвал цен произошел только на отечественный картон из вторсырья, импортный «глянцевый» картон в России сейчас стоит на 10−15% дороже, чем в прошлом году, рассказывает директор кондитерской фирмы «Фраде» Алексей Ковалев. Все дело в импортной краске и химии для выбеливания материала. Компания сама производит подарочную упаковку для конфет и одноразовые стаканчики. Последние делаются из редкого ламинированного картона, который завозили из Швеции и Финляндии, сейчас его могут ввозить только морским путем и на большие объемы, ресурсов на это у «Фраде» нет. В России такой материал не делают, вся надежда на то, что импортеры найдут альтернативных поставщиков.
«Все наладится, просто нужно время. Рынок всегда волатильный, цена идет либо вверх, либо вниз. Сейчас она внизу. Рынок очищается. Месяца 2−3 мы побудем на дне, но наверняка наладится сбыт», — оптимистично настроен Шарифуллин.
Сабиров согласен. Он ожидает, что цены стабилизируются к концу осени: потребление упаковки растет к новогодним праздникам. Но для сильного роста нужно, чтобы у переработчиков наладился экспорт.
Как эти месяцы пережить сборщикам вторсырья? Даминов уверен, что государство может им помочь, введя субсидии из фонда экосбора, который сейчас платят производители упаковки. При этом важно помогать как сборщикам, так и переработчикам. Такая практика уже работает в Казахстане. «Сейчас мы терпим миллион рублей в месяц убытка. Если бы всем сборщикам выплачивали субсидию, можно было бы покрывать расходы. И в такие моменты, когда сбор отходов неликвиден, имелась бы возможность хоть на ногах стоять. За счет накоплений мы год можем так работать, ожидая лучшего будущего. Но это все равно неправильно, это не дает нам развиваться», — сетует наш собеседник.
В РФ есть резервы для увеличения потребления картона и бумаги. В США потребление составляет больше 300 кг на человека, в Европе — более 200 кг, а в России — 125 кг, описал Гурьянов. «Правительство РФ в лице вице-премьера Виктории Абрамченко подготовило законопроект, где ответственность за утилизацию упаковки переносится с производителей товаров в упаковке на производителей самой упаковки. Мы считаем, что с принятием данного законопроекта будет значительно увеличено потребление бумажной упаковки», — сказал гендиректор лиги переработчиков макулатуры.
«Увеличение спроса на этом рынке ожидаемо произойдет в октябре — ноябре. Это связано с сезонными причинами и планируемым увеличением оборотов у российских производителей, которые займут освобожденные иностранцами ниши на рынке», — говорит Хакимов. Он добавил, что, например, «Нэфис Косметикс» создал производство полностью биоразлагаемой упаковки капсул для стиральных и посудомоечных машин из пульперкартона.
Представители отрасли также просят у государства помощи в организации переработки и гарантированного сбыта вторсырья.