Навоз и помет - теперь не отходы
Главная «миссия» нового закона – разрешить вывести помет и навоз из-под действия федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления». То есть, фактически признать, что побочные продукты животноводства (ППЖ) не являются отходами.
Несмотря на то, что новый закон №248-ФЗ признает, что побочные продукты животноводства не являются отходами, тем не менее, они все же могут быть отнесены к отходам в случае нарушения требований к обращению ППЖ. Поэтому, с одной стороны, закон №248-ФЗ действительно призван помочь в отношении правового регулирования отходов животноводства. Он позволит сельхозпроизводителям самостоятельно осуществить отнесение навоза и помета к побочным продуктам, а не к отходам.
Но, с другой стороны, при малейшем нарушении требований к обработке, переработке, хранению, транспортировке, а также использованию побочных продуктов и их реализации, которые могут быть выявлены при проверке, ППЖ вновь будут признаны отходами и предприятию придется заплатить огромные деньги за негативное воздействие на окружающую среду. Как этого избежать? Давайте разбираться.
Отходы или ППЖ?
В случаях, установленных правительством РФ, нарушение требований при обращении ППЖ, выявленных Россельхознадзором, будет означать, что побочный̆ продукт животноводства является отходом. Перечень таких нарушений утвержден распоряжением правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3256-р.
В первую очередь речь идет о нарушениях обращения (хранение, обработка, переработка) побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружений. Не допускается наличие в обработанных и переработанных ППЖ патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. Содержание токсичных элементов, пестицидов в обработанных и переработанных побочных отходах животноводства не должно превышать нормативы, указанные в приложении к требованиям к обращению ППЖ, утвержденных правительства РФ (постановление от 31 октября 2022 г. N 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства»).
Нарушением является хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов (в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных), и (или) необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт.
Также нельзя осуществлять транспортировку ППЖ с применением гидромеханического оборудования (шланговых, оросительных систем), не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов.
При выявлении в рамках государственного контроля хотя бы одного из перечисленных нарушений побочные продукты животноводства признаются отходами.
Функции по надзору за обращением ППЖ, определенных в соответствии с законом N 248-ФЗ, возложены на Россельхознадзор.
В случае, если побочные продукты животноводства были признаны отходами, компания должна будет исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Сделать это нужно будет с учетом следующих особенностей:
-плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений;
- платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами;
- размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном п.1 ст.16.3 федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 1.
Есть вопросы
Новым законом и подзаконными актами к нему установлены требования к обращению побочных продуктов животноводства, которые являются основными документами для контролирующих органов и агропредприятий, и в соответствии с которыми будет организована работа с ППЖ.
К сожалению, требования предусматривают относительно небольшой перечень, в результате некоторые важные вопросы, с которыми в своей работе сталкиваются агропредприятия, остались нерешенными.
Ранее основными документами, регулирующими накопление, переработку и использование навоза и помета, являлись ГОСТы, санитарные правила и методические рекомендации.
С вводом в действие закона №248-ФЗ и требований, утвержденных правительством России, не устранится проблема, связанная с тем фактом, что обработанный, переработанный побочный продукт относится к агрохимикатам. Это значит, что его использование для удобрения полей возможно только после регистрации в реестре агрохимикатов. Даже самое небольшое предприятие будет обязано оформить необходимые документы, провести исследования своих ППЖ, пройти проверку на соответствие показателям, предусмотренным в требованиях.
Подтвердить использование навоза/помета в качестве органического удобрения сельхозпредприятие сможет только при наличии у него документов, отвечающих требованиям законодательства РФ:
- технологического регламента (ТР) обработки и переработки навоза/помета;
- технических условий (ТУ) на свежий навоз/помет;
- технических условий (ТУ) на органическое удобрение на основе свежего навоза/помета;
- разрешением на ввод навозохранилища в эксплуатацию (в случае, если оно является отдельным объектом капитального строительства или построено в составе животноводческого объекта).
Отсутствие перечисленных документов, а также нарушения принятых технологических процессов приведут к тому, что предприятие будет обязано внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Справка
Примерный расчет годовой платы за НВОС средней птицефабрики в России: 300 000 (количество кур-несушек) × 0,000175 × 365 × 1579,13 (ставка платы за НВОС за размещение отхода III класса опасности) = 30 260 079 руб.
Также я согласна с мнением разных экспертов, что термины «обработанные» и «переработанные» ППЖ раскрываются в законе как единое понятие, т. е. не разделяются сами процессы.
В итоге ППЖ остается побочным продуктом (не органическим удобрением), но получает определение «обработанный, переработанный». По смыслу понятия «переработка» подразумевается получение новой продукции из побочных продуктов, каковой является, например, органическое удобрение. А понятие «обработка» подразумевает выполнение отдельных операций, влияющих на отдельные качественные показатели, не изменяя категорию «побочный продукт».
При объединении таких понятий у агрокомплексов может пропасть заинтересованность в переработке побочных продуктов в органические удобрения, что может негативно отразиться на плодородии почвы и урожайности сельскохозяйственных культур.
Также хочу обратить особое внимание на невероятно высокий размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае нарушения требований нового закона и подзаконных актов к нему.
На благо экологии?
Остальные требования к предприятиям в сфере охраны окружающей среды должны выполняться, как и прежде, в строгом соответствии с действующим законодательством.
Напомню, что законодательство регулирует три основных источника воздействия на окружающую среду: сбросы в водные объекты, выбросы в атмосферу и образование отходов.
Некоторые эксперты считают, что принятие закона №248-ФЗ призвано предотвратить нанесение вреда от отходов окружающей среде, в том числе за счет исключения необходимости в организации полигонов для захоронения ППЖ, но я не могу согласиться с этой точкой зрения.
На мой взгляд, федеральный закон о ППЖ не сильно влияет на сокращение вреда окружающей среде. Во-первых, законом и подзаконными актами четко предусмотрены требования к ППЖ, в том числе не допускается наличие в ППЖ патогенных микроорганизмов и паразитов. Для того, чтобы их не было, ППЖ необходимо перерабатывать одним из известных методов компостирования, начиная от классического и заканчивая использованием специального оборудования по переработке помета и навоза. То есть, по-прежнему, образующийся помет и навоз не допускаются сразу к внесению в почву. ППЖ нужно сначала переработать, чтобы они соответствовали требованиям закона, и только после этого вносить в почву.
Получается, не важно, как именно будет называться навоз/помет, ППЖ или отходом. Он как оказывал негативное воздействие на окружающую среду, так и продолжит. Исключение, на мой взгляд, составляют так называемые способы компостирования закрытого типа, когда помет и/или навоз помещается в специальное оборудование, которое не предусматривает в процессе компостирования выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.
К слову, по разным оценкам экспертов, в том числе по данным ВНИИ органических удобрений и торфа и Росстата, в России ежегодно образуется порядка 300 млн тонн навоза и помета. К 2030 году их объем может достичь 314 млн тонн в год. Увеличение ППЖ, на мой взгляд, связано с открытием новых или реконструкцией старых предприятий. Но прирост новых комплексов не такой большой, чтобы можно было говорить о стабильном увеличении ППЖ из года в год, поэтому я бы, скорее, ориентировалась на цифру в 300 млн тонн ППЖ в год.
В качестве резюме перечислю основные моменты закона №248-ФЗ, на которые сельхозпроизводителям следует обратить внимание:
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, которые производят сельскохозяйственную продукцию, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании животных, к ППЖ или отходам, независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.
2. ППЖ не являются отходами.
3. При обращении с побочными продуктами животноводства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов.
4.Собственники ППЖ освобождаются от обязанности получения лицензии на обращение с побочными продуктами, их паспортизации и выполнения иных обязательных требований законодательства по обращению с отходами.
5. Специализированные площадки (лагуны, навозохранилища) не являются объектами размещения отходов и не подлежат включению в государственный̆ реестр объектов размещения отходов.
6. Контроль соблюдения требований нового закона осуществляет Россельхознадзор.
7. Вводится механизм уведомления о работе с побочными продуктами животноводства. Уведомление направляется в Россельхознадзор. Если уведомление не направляется, то деятельность подлежит контролю Росприроднадзором в рамках законодательства об отходах.
Холдинг Агро
Независимый портал для специалистов мясной индустрии «Мясной Эксперт»