Медицинские отходы класса «А» = ТКО?
Городская больница обратилась к региональному оператору с заявкой на заключение договора по обращению с ТКО на ближайший год. В свою версию договора региональный оператор дополнительно включил два объекта обслуживания, где у больницы образуются лишь медицинские отходы класса «А». В связи с этим общая стоимость услуг значительно повысилась.
Больница с таким раскладом не согласилась, однако разногласия не удалось урегулировать, и медучреждение обратилось с иском в арбитражный суд.
Камнем преткновения стали медицинские отходы класса «А»: по мнению больницы, они хоть и приближены самим законодателем к ТКО, но все же таковыми не являются, отчего у больницы нет обязанности заключать для их вывоза договор именно с региональным оператором. Позиция же регионального оператора заключалась в том, что данный вид медицинских отходов можно приравнять к ТКО и, соответственно, включить места их накопления в договор.
Суд первой инстанции пошел по пути наименьшего сопротивления и попросту сравнил то, что включено в понятия «медицинские отходы класса А и твердые коммунальные отходы» в нормативных актах.
На первый взгляд между ними действительно мало отличий по существу, вследствие чего суд решил, что данный класс медицинских отходов можно приравнять к ТКО. Из такого вывода следует и обязанность клиники заключить с региональным оператором договор на вывоз данных отходов, поэтому в требованиях больницы об исключении из договора спорных адресов было отказано.
Согласились с выводами первой инстанции также в апелляции и кассации, однако спас клинику из твердо-коммунального капкана сам Верховный Суд РФ.
Высшая судебная инстанция, рассматривая жалобу больницы, отметила следующее. Наличие в СанПиН положений о применении к обращению с медицинскими отходами класса «А» тех же санитарных правил, которые установлены для обращения с ТКО, не свидетельствуют о том, что эти отходы одинаковы по существу и должны идентично регулироваться.
В обоснование своей позиции Верховный Суд РФ привел массу норм из тех же СанПиН, указывающих на особенности обращения с медицинскими отходами класса «А» по сравнению с ТКО, в том числе по вопросам их сбора, хранения, размещения и транспортирования, оборудования и эксплуатации участка по обращению с такими отходами, дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров и пр.
Таким образом, суд пришел к однозначному выводу: как бы медицинские отходы класса «А» ни были приближены по своему содержанию к ТКО, они таковыми не являются и в соответствии с действующим СанПиН во многом обращаются совершенно иначе. Соответственно, данные отходы не могут быть приравнены к ТКО.
Также Верховный Суд РФ напомнил, что в соответствии с п. ч ст. 2 федерального закона «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ, т. е. выведены из-под действия данного закона, в том числе его требованием об обязательности заключения договора с региональным оператором.
Региональный оператор прибегнул к своему последнему аргументу в виде законодательных инициатив по изменению вышеуказанной нормы и включению медицинских отходов в сферу действия федерального закона «Об отходах производства и потребления» и отношений с региональным оператором. Суд данные доводы, конечно же, не принял, поскольку при вынесении решения по делу может руководствоваться лишь действующими нормами права, которые на данный момент однозначно разграничивают ТКО и медицинские отходы, в том числе класса «А».
В итоге Верховный Суд РФ отменил решения всех трех судов и вернул дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Сухой остаток «дела об отходах» очевиден – до внесения изменений в законодательство о ТКО медицинские отходы любого класса не подлежат вывозу региональным оператором и клиники не обязаны заключать с ним договор. Обращения с медицинскими отходами (начиная с мест их накопления) должно осуществляться в отдельном порядке с привлечением специализированных предприятий, имеющих лицензию на работу с данным видом отходов.