Вопросы регулирования рынка цветного лома обсуждены на Ставрополье
Председатель комитета Сергей Харитонов отметил, что тяжелая криминогенная ситуация сложилась сегодня на рынке цветного лома. Она связана с высоким уровнем хищений изделий из цветных металлов на предприятиях и у граждан. Высокая стоимость вторичных цветных металлов (до 1000$ за тонну) и фактическая ненужность его переработки на этапе заготовки, позволяют существовать на рынке цветного лома многоступенчатой системе незаконной заготовки. Для того, чтобы принимать цветной лом, реально не требуется никакого оборудования, кроме простых весов. Не требуется и больших площадей.
Только за период с 2002г. - по июнь 2004г. в целом по ЕЭС России было похищено почти 28 тысяч километров проводов с линий электропередач, на сумму около 500 млн. рублей, на восстановительные работы было потрачено еще около 1 млрд. рублей. Наиболее проблемными являются почти все регионы Северо-Западной, Центральной, Южной части страны, Поволжья и Урала. Судебных решений по фактам крупномасштабных хищений металлических изделий выносится мало или не принимаются вовсе. На железной дороге похищаются средства сигнализации, что приводит к нарушению безопасности движения поездов. Подвергаются разграблению хозяйственные объекты, дорогостоящее оборудование и техника, линии электропередач, памятники архитектуры и искусства.
Самые страшные потери - это гибель людей. К ущербу от вандализма и хищений при заготовке лома добавляется также и экологический ущерб. При переплавке лома используется низкотехнологическое оборудование, в большинстве случаев квалификация специалистов, осуществляющих переработку металлов, оставляет желать лучшего. Появился экономический ущерб от неуплаты таможенных пошлин при поставке вторичного сырья на рынок.
Заготовка лома осуществляется с заниженной эффективностью производства, как следствие - отсутствие положительной динамики финансового положения предприятий и роста поступлений в федеральный бюджет.
Кроме того, выпускается некачественная продукция, не отвечающая стандартам, непригодная для последующего использования в металлообрабатывающих отраслях. На внутреннем рынке создается дефицит вторсырья для добросовестных отечественных предприятий. На уровне субъектов России, в рамках проводимой административной реформы, возможно создание специализированных контрольных органов, в полномочия которых может входить, в том числе и обеспечение защиты объектов энергетики от хищений и правонарушений иного рода.
На уровне Ставропольского края с 1999 года принято 11 нормативных правовых актов краевого уровня в сфере оборота вторичных металлов, начиная от создания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов регулирования оборота лома, и заканчивая принятием Закона об административной ответственности за правонарушения в данной сфере. В настоящее время единственным действующим нормативным актом является постановление Правительства Ставропольского края "Об упорядочении оборота лома и отходов черных и цветных металлов", которым утвержден перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов.
На территории края от хищения цветных металлов несут большие потери предприятия электроэнергетического комплекса края, отделение Северо-Кавказской железной дороги, ОАО "ЮТК" "Электросвязь Ставропольского края", ОАО "Ставропольэнерго".
По информации ГИБДД, в 2004 г. задержано 112,7 тонн незаконно перевозимого черного лома и еще 8 тонн цветного металлолома (49 автотранспортных средств). 27 человек привлечены к административной ответственности. Из незаконного оборота изъято в доход государства 44,8 тонн цветного и черного металла, в т.ч. 1 470 кг - по решению судов. С нарушителей взыскано 43,8 тыс. руб. Чаще всего такие нарушения приходится выявлять в Курском районе (общим весом 22,5 тонны), Нефтекумском (53,7 тонны), в Андроповском (3,5 тонны), в Степновском и г. Пятигорске весом 20 тонн лома черного и 8 тонн лома цветного металла. Только за 2004 год на Ставропольской дистанции СКЖД было совершено более 10 преступлений, на общую сумму 51 тыс. 304 рубля. Не гнушаются сдачей лома и сами железнодорожники. Страдают от воровства и предприятия связи: у них похищают дорогостоящее оборудование, крышки люков. По материалам уголовных дел, в 2004 году предъявлено обвинение по более чем сорока эпизодам хищений, на сумму более 5 млн. рублей.
Комитет по лицензированию принимает меры, чтобы исключить незаконный приём оборудования и кабельных линий, похищенных с энергообъектов и объектов электросвязи. Комитет в 2004 году провел 126 проверок деятельности организаций, занятых на рынке вторичных металлов. Приостановлено действие 13 лицензий (более 10% от числа работающих). В судебные органы направлены материалы об аннулировании 1 лицензии, в стадии подготовки ещё 2 дела. Ужесточение контроля вынуждает недобросовестных предпринимателей ликвидировать свою деятельность. В 2004 году закрыто 87 приёмных пунктов. По инициативе комитета каждый год проводится оперативно-профилактическая операция "Металл", цель которой - пресечение незаконной деятельности и предотвращение нарушений законодательства, регламентирующего оборот лома вторичных металлов. Сравнительный анализ за последние 2 года допущенных в сфере оборота металла нарушений требований лицензирования, проведенный комитетом, свидетельствует о некотором снижении количества нарушений правил обращения с ломом и отходами цветных и чёрных металлов и их отчуждения по целому ряду показателей. Вместе с тем, результаты контрольной работы показывают, что отмечается увеличение недостатков в области соблюдения сроков поверки дозиметрического и весового оборудования.
По-прежнему, одной из острых проблем продолжает оставаться низкий профессиональный уровень специалистов соответствующей квалификации. В 1,5 раза увеличилось число таких нарушений, как отсутствие в доступном месте информации о юридическом лице, или индивидуальном предпринимателе, режиме работы, об условиях приема и действующих цен и т.д. Отмечается юридическая безграмотность предпринимателей в отношении действующих законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность. С целью повышения грамотности предпринимателей сотрудники комитета проводят обучающие семинары, в том числе и выездные.
В течение 2004 года был выявлен 141 нелегально действующий пункт приема лома металлов. Комитету удалось легализовать деятельность отдельных приёмных пунктов, часть из них свою работу прекратили. Легализация деятельности приемных пунктов увеличила число лицензиатов в крае и на 19% увеличила число рабочих мест по сравнению с 2003 годом. Суммы налогов, выплаченные в бюджеты разных уровней от данной деятельности, возросли на 41,8 млн. рублей. Одной из неразрешенных проблем остается ситуация с организациями, зарегистрированными на территории иных субъектов Российской Федерации. Милиция располагает данными, что они также принимают похищенный или неразрешенный для приема лом. Несмотря на отсутствие эффективных методов воздействия, число таких организаций удалось сократить на территории края до четырех.
Для наведения порядка в сфере заготовки, переработки и реализации лома цветных и чёрных металлов необходимо совершенствование законодательства, регламентирующего данную сферу рынка, консолидация усилий органов государственной власти и местного самоуправления, контрольных, надзорных и правоохранительных служб. Соответствующие предложения комитет направил в адрес Губернатора и Правительства Ставропольского края, Совета по экономической и общественной безопасности края, в межрегиональную (Российскую) лицензионную палату.
Губернатором Александром Черногоровым одобрены предложения о проведении ГУВД, совместно с комитетом по лицензированию селекторное совещание по результатам проверок деятельности организаций, занятых заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных и черных металлов. Глава региона поручил также комитету края по лицензированию отдельных видов деятельности, по согласованию с краевым министерством промышленности, транспорта и связи, определить организации, уполномоченные на прием лома и отходов цветных и черных металлов от ОАО "Ставропольэнерго", отделений Северо-Кавказской железной дороги, ОАО "ЮТК" "Электросвязь Ставропольского края", образующихся в результате их хозяйственной деятельности. Кроме того, службам безопасности компаний ОАО "Ставропольэнерго", отделениям Северо-Кавказской железной дороги, ОАО "ЮТК" "Электросвязь Ставропольского края" необходимо усилить эффективность работы по охране объектов, а Министерству промышленности, транспорта и связи, совместно с министерством ЖКХ, строительства и архитектуры и комитетом по лицензированию подготовить и направить предложения в Правительство и Госдуму Ставропольского края изменения в действующее законодательство, регламентирующее заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов. Комитет по лицензированию работает над изменениями в положения о лицензировании данных видов деятельности в части ужесточения требований и условий, изменения порядка лицензировании и проведения контрольных проверок, отмены уведомительного порядка при осуществлении деятельности лицензиатами, имеющими лицензии иных субъектов, введя
для них или обязательную регистрацию или наличие лицензии, выданной тем субъектом, на территории которого они намерены свою деятельность осуществлять. Предполагается также внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в части ужесточения мер административного воздействия и расширения перечня органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере.
Все эти изменения предполагается в дальнейшем вынести на рассмотрение в Госдуму России. По итогам совещания также было принято решение о проведении на территории Ставропольского края операции "Металл 2005".