Cвальный грех
В вонючем кольце
В отличие от многих европейских стран, где доля утилизации и переработки твердых бытовых отходов приближается к 50 процентам, в России эта цифра составляет всего 3–4 процента. Все остальное отправляется на разрастающиеся вокруг любого населенного пункта свалки. Площадь новосибирских полигонов, занятая под твердые бытовые отходы, составляет на сегодня 68,43 гектара. Несанкционированные свалки здесь не учитываются, сколько их и какую площадь они занимают, не скажет никто. По словам специалистов городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, можно назвать только число свалок, ликвидированных за определенный период, но совсем не значит, что через некоторое время на месте прежней свалки или рядом не появится новая. Ежегодно город производит больше миллиона тонн отходов, включая отходы предприятий, причем львиная доля этой мусорной горы, 1,1 млн тонн, именно твердые бытовые отходы.
Для каждого из районов Новосибирска мусорные свалки проблема, а для Советского уже бедствие. Уже несколько лет, как переполненный полигон района закрыт, на грани закрытия и ведомственная свалка в Кольцове. «Чужие» отходы, не относящиеся к ведомству СО РАН, везут чуть ли не за полста километров на Гусинобродский полигон или, что нередко случается, свернув с шоссе, сваливают на обочине дороги. Активно прикладывает руку к замусориванию территории района и само население, и не только брошенными на землю фантиками и бутылками. По планам местных властей, установка контейнеров для сбора отходов в микрорайоне Верхняя зона не предполагалась, их вывозят машинами ЖКХ, объезжающими дворы по заданному маршруту. Если же машина сломалась или по какой-то другой причине не пришла, мало кто из жильцов понесет мусор назад, обычно — в ближайший лесочек. И это при всей нежной любви академгородковцев к своей зеленой зоне. Так же поступают и жители частного сектора, сваливая мусор в овраги и по берегам рек, многие искренне считают, как выяснилось при опросах, что таким образом они укрепляют берега, способствуют подъему почвы.
— Красивейшие леса, которыми мы все гордимся, загажены мусором, свалками, остовами брошенных машин. «Мусорная» проблема сегодня уже вплотную коснулась здоровья населения, — говорит координатор программ Межрегиональной благотворительной общественной организации «Сибирский экологический центр» Елена Дубынина. — Пример — массовое отравление жителей Нижней Ельцовки прошлым летом. Причиной, как мы считаем, стало проникновение экссудата от разложения мусора в грунтовые воды. Среди заболевших не было жителей домов с водопроводом — только те, кто пользовались водой из скважин и колодцев. Совсем недавний случай — скачок астматических заболеваний из-за горевшей свалки в Кольцове. В какие бы контролирующие организации люди ни звонили, ответ был один: «Знаем, но что же можно поделать». Свалку начали тушить только после съемок телевидения, теперь она тлеет. Жители намерены обратиться в суд, хотя прекрасно понимают, как трудно добиться признания справедливости иска — нужно собрать все справки, больничные листы обращавшихся за медицинской помощью по поводу обострений бронхиальной астмы и других заболеваний органов дыхания, данные замеров воздуха, доказать их связь. Сжигание мусора стало уже повсеместной проблемой. Также систематически горят и свалки. Что интересно, правильными квадратами. На фоне их переполненности это выглядит как негласный подход к решению проблемы — освобождение площадей под новые порции мусора.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Мусор с побережья Обского моря экологи вывозят машинамиКритическая точка в ситуации с мусором стала одновременно и отправной в решении — надо что-то делать. Энтузиастами Сибирского экологического центра при поддержке администрации Советского района еще в 2002 году была создана служба «Зеленый телефон», благодаря звонкам жителей создана карта всех мусорных свалок в черте района. Как выяснилось при проведении опроса, 91 процент населения недоволен замусориванием природных территорий, а 69 процентов выразили желание лично участвовать в уборке. В организованной акции «Чистый лес», естественно, приняли участие далеко не все, но особенно в первый год на субботники выходило до 500 человек — школьников, студентов, работников институтов и КБ, членов ТОСов. Массовой была уборка территории и нынешней весной. Окрестные леса чистили от мусора ТОСы поселков Кирова и Нижней Ельцовки. На уборку территории вышел немецкий клуб НГУ «Сибирский медведь», к нему присоединились английский и еврейский клубы, активисты Экоклуба НГУ. Свой «капиталистический» субботник провели сотрудники компании «Чистая вода». Мусорные завалы по берегам речки Ливневки разбирали члены общественной организации «Самосознание», а дети из экологического клуба «Родник» приводили в порядок берега Ельцовки в коммунальном секторе. Сейчас ТОС частного сектора Нижней Ельцовки пытается разгрести многолетние завалы мусора в окрестных лесах и на берегу речки Ельцовки. По признанию «собачников», знающих состояние самых дальних и укромных уголков, нынче в районе чисто как никогда. Но в Сибэкоцентре народ более критичный. Когда я спросила, стало ли за время борьбы с «мусорной» проблемой в районе меньше несанкционированных свалок, мне ответили: «Вряд ли». Но еще вопрос, как бы выглядел район без трехлетней работы экологов.
«Дикий» пляж в Верхней зоне Академгородка прошлым летом, например, экологи убирали несколько раз с двухнедельными и месячными интервалами. Результат — восемь машин мусора. Столь же загажен и ближайший лесок — излюбленное место для пикников. Мусорим там же, где сидим, в лучшем случае — в кустики поблизости. «Но это только одна сторона проблемы, — говорит Елена Дубынина. — Сам пляж — территория СО РАН, рядом принадлежащий Горводоканалу водозабор, администрация Верхне-Обского водного бассейнового управления, железная дорога, хозяйство дорожников — Бердское шоссе — всего семь нянек. Объединив свои ресурсы, они бы могли поддерживать пляж в нормальном состоянии, но каждому не до того. Сейчас стараемся убедить фирмы, работающие на территории района, вкладывать деньги в содержание природных территорий. Как в городском зоопарке, где на клетках животных, находящихся под опекой спонсоров, указаны названия этих фирм, так же и здесь установить таблички: «Этот участок леса содержит такая-то фирма». Чтобы не только поддерживалась территория в чистоте, но и были бы оборудованы места отдыха, экологические тропы. Для этого у нас есть такие возможности, как ни в одном другом районе Новосибирска. Есть, правда, пока осторожная идея устанавливать «Доски позора«. Что делать, с привычкой загаживать все надо как-то бороться».
Экологическое просвещение — задача тоже на все времена, с жителями частного сектора на эту тему разговор особый. Насколько регулярно вывозится мусор, несмотря на все уверения властей, им хорошо известно. Но если ты хочешь гулять в чистом лесу и купаться в чистой реке, подумай, что можно сделать для утилизации мусора самому, а может быть, и найти отходам полезное применение. Как? Координатор антимусорного проекта Сибэкоцентра «Деньги под ногами!» Ярик Писарев из поселка Кирова расскажет любому на собственном примере. За год жители дома в частном секторе, где он живет, набрали много мусора. Вся органика пошла на удобрения, часть мусора в качестве дренажа закопали под дорожками во дворе и в саду, что можно — сожгли, а полиэтиленовые пакеты и 6 тысяч (!) собранных на субботниках пластиковых бутылок использовали на утепление мастерской.
«Деньги под ногами»
Это одновременно и название проведенной Сибэкоцентром акции, и сфера действий фирмы, для которой леса Советского района стали настоящим «золотым дном». Молодые предприниматели занялись вывозом остовов брошенных машин. Работа трудная не только в физическом плане, нужно оформлять еще и массу справок. Тем не менее фирма процветает к удовлетворению районной администрации, которая раньше не знала, как бороться с автомобильной напастью.
Увы, это, к сожалению, почти единственный пример, когда отходы идут в доходы. Точка сбора вторсырья находится на левом берегу, так что поехать туда соберется не каждый. По данным проведенного экологами опроса, только 12 процентов жителей могут сегодня собирать макулатуру, 7 — стеклянную посуду, 3 — пищевые отходы. Примерно такая же ситуация, очевидно, и в других районах города, поэтому и отправляются в мусорные контейнеры бумага, старая одежда, пластиковые и стеклянные бутылки, алюминиевые банки и т.д., все, что может оказаться ценным сырьем. Как говорят в городском комитете охраны природы и окружающей среды, скоро ситуация должна измениться. Уже выделена земля для строительства двух заводов по сортировке и брикетированию мусора — вблизи Гусинобродского полигона и в Кировском районе. Проекты прошли процедуру экспертизы, и при нормативном сроке строительства в 9 месяцев долгожданные на фоне мусорных проблем Новосибирска предприятия должны заработать уже в этом году. В плане переработки отходов столица Сибири при всем ее научном потенциале выглядит довольно скромно. В дело идет только металлолом на «Вторчермете» и в небольшом количестве стеклянная тара — на заводе «Экран», все остальное будут отправлять на перерабатывающие предприятия в других городах. При выполнении мероприятий разрабатывающейся сейчас экологической программы объем поступающих на полигоны твердых бытовых отходов должен сократиться на 40–60 процентов. Это в идеале и, как подчеркнули в горкомэкологии, «при выполнении». Задачи раздельного сбора твердых бытовых отходов в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга местные власти не ставят, хотя слова «не можем обязать население
к раздельному сбору» правильней понимать «не можем раздельный сбор обеспечить». В том же Советском районе, как следует из опроса, 56 процентов жителей согласны относить отходы в общественные контейнеры для сбора отдельных видов мусора. При условии, «чтобы было удобно».
Городу пока удобней сохранять существующий порядок сбора и вывоза мусора, хотя имеющееся положение вещей порядком назвать трудно. К повышению платы за вывоз мусора, говорят в ЖКХ, «народ не готов». Бюджетных денег на строительство заводов по сортировке и брикетированию мусора у города нет, инвесторы на эту ниву и на переработку отходов не торопятся: «мусорные» проекты, как правило, связаны с длительной окупаемостью вложенных средств. Остается надеяться, что реализуются хотя бы ближайшие планы. Иначе выход прежний — расширять полигоны и скорбеть по поводу загаженных ближайших речек и лесков.
"Вечерний Новосибирск"