Покупая металлолом, чек не выдаем
То есть, по мнению налоговиков, выплачивая деньги за вторсырье, мы должны выбить кассовый чек и выдать его сдатчику. Ведь по закону все организации обязаны применять контрольно-кассовую технику при наличных расчетах с населением. А в перечне видов деятельности, при которых можно не применять ККТ (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ), про прием металлолома от населения не сказано ни слова. Поэтому за отсутствие кассового чека нас решили привлечь к ответственности. Я поинтересовалась у проверяющих, на каком основании мы должны платить штраф? В ответ сотрудник налоговой инспекции, вручая мне экземпляр протокола, сказал, что указания по применению ККТ при приеме металлолома даны в письме МНС России от 01.11.04 № 33-0-14/684.
Когда проверяющие ушли, я решила изучить письмо, а заодно найти арбитражные дела по этому вопросу. Исследуя правовые базы, я обнаружила, что вопрос о применении кассовой техники при приеме металлолома от населения возник еще в период действия старого закона о применении ККТ. И арбитражные суды округов в своих постановлениях раз за разом признавали требование налоговиков правомерным, то есть привлекали организации к ответственности за невыдачу чека при приеме металлолома.
Но вскоре мне попалось определение Верховного суда от 19.12.02 № КАС02-624. В этом документе суд встал на сторону налогоплательщика и указал, что прием металлолома нельзя признать разновидностью услуг, оказываемых населению. А административная ответственность установлена именно за продажу товаров и оказание услуг без применения ККТ. Поэтому все организации, принимающие у населения стеклопосуду и утильсырье, в том числе и металлолом, не обязаны применять кассовые аппараты.
Также я обнаружила два постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, относящиеся уже к новому закону о ККТ (постановления от 12.01.05 по делу № А13-12437/04-27АП и от 17.01.05 по делу № А13-13149/04-08АП). В этих документах суд рассматривал ситуации, аналогичные нашей, и принял сторону налогоплательщика. Он исходил из следующего.
Действительно, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ обязывает применять кассовые аппараты при наличных расчетах с населением. Однако если рассматривать понятие "наличные расчеты", приведенное в статье 1 этого Федерального закона, то под ними понимают "расчеты, произведенные с использованием средств наличного платежа за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги". Иными словами, действие Федерального закона о ККТ распространяется на те случаи, когда фирма в оплату за реализованную продукцию получает наличные деньги. А отношения, возникающие между сторонами при приеме металлолома, носят иной характер. Организация в этом случае выступает покупателем и выплачивает деньги физическим лицам - продавцам вторсырья. То есть кассовый чек должен выдавать продавец товара.
На следующий день я направилась в налоговую инспекцию, прихватив с собой копии постановлений Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, а также возражения на результаты проверки и протокол. Документы для рассмотрения у меня приняли.
Через некоторое время я позвонила в налоговую инспекцию. Мне сообщили, что решение принято в нашу пользу. Руководитель инспекции признал, что при приеме металлолома чек выбивать не надо.
С.В. Довченко, главный бухгалтер, г. С.-Петербург
"Учет, налоги, право". N13, 5 - 11 апреля 2005 г.