Отходы.Ру
https://www.wasma.ru/ru-RU/exhibitors/book.aspx?utm_source=waste.ru&utm_medium=Media&utm_campaign=barter

Челны стремятся покинуть "грязную десятку"

Разместил Редактор в 02.12.2005 (2808 прочтений) Рынки и политика
Не так давно одно из периодических печатных изданий внесло Набережные Челны в список десяти самых грязных городов Поволжья. На основании официальных статистических данных. Как следует к ним относиться? С комментария-ми на эту тему выступил на пресс-конференции начальник Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин.


По информации пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уровень его загрязнения в Набережных Челнах остается высоким. С начала года было отмечено 84 случая неблагоприятных метеорологических условий, способствовавших скоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. Зафиксированы превышения предельно допустимых норм (ПДК) по шести ингредиентам. Среднемесячная концентрация достигала по формальдегиду - 5,3 ПДК, по аммиаку - 5,1 ПДК, по фенолу - 1,3 ПДК. В то же время, на взгляд А.Насыбуллина, эти показатели не отражают реальный уровень качества воздуха в жилых микрорайонах города.

Так исторически сложилось, что оба пункта наблюдения за воздушным бассейном в городе установлены в непосредственной близости от магистралей. Поэтому на показания приборов сильно влияют газовые выбросы автотранспорта. Однако, несмотря на некорректность официальной статистики, местные экологи ее никогда не оспаривали. Хотя очевидно, заметил руководитель, что в Челнах (из-за современной планировки улиц, наличия мощного "пылесоса" - Нижнекамского водохранилища) дышится легче, чем в других крупных городах республики. И можно было бы подискутировать с экспертами. Наоборот, неблагополучные данные используются территориальным управлением как дополнительный козырь в работе с инвесторами. В прошлом году на выполнение плана оргтехмероприятий по оздоровлению воздушной среды было мобилизовано из разных финансовых источников около 300 миллионов рублей. В результате объем выбросов в атмосферу промышленными предприятиями города сократился на 3,9 тысячи тонн по сравнению с 2003 годом.

К сожалению, не уменьшается нагрузка автомобильного транспорта на воздушную среду. Нельзя не согласиться с А.Насыбуллиным: это общая проблема для страны, а то и для всего мира. Тем более что количество машин в Челнах за последние три года выросло на 8900 единиц. Однако бросается в глаза другое: если по суммарным выбросам в атмосферу вредных веществ автоград в прошлом году занял третье место в республике - после Казани и Нижнекамска, то по объему копоти от автомобилей он второй, а если брать в расчет удельные показатели, то и первый. Казань значительно превосходит Челны по размерам и по численности автопарка, а вот объемы вредных выбросов от машин в этих городах вполне сопоставимы: в Казани около 74 тысяч, а в Челнах 63,7 тысячи тонн. Есть над чем поломать голову челнинским сотрудникам ГИББД: как их коллегам в столице республики удалось повысить экологическую безопасность автотранспорта?

Что касается водоемов в черте автограда, то на их неудовлетворительное состояние влияет прежде всего незавершенность строительства Нижнекамского водохранилища. Пока уровень воды в нем не окажется на проектной отметке, не будет возможности определиться с границами природоохранных зон, оборудовать пляжи и т.д.

Вторая проблема - морально устаревшая ливневая канализация, по которой атмосферные осадки поступают сразу в реку. Раньше считалось, что они не требуют очистных сооружений. Но это не так. Выход из положения А.Насыбуллин видит в создании на базе сетей ливневой канализации специализированного предприятия, что облегчит поиск инвестиций для их модернизации.

Немало сил и ресурсов отвлекает борьба с несанкционированными свалками твердых бытовых отходов. За 10 месяцев этого года на территории города их выявлено и ликвидировано 38. С любителей складировать мусор где попало взыскано в виде штрафов 3 миллиона рублей, а при затратах на приведение в порядок загаженных ими участков - 5 миллионов рублей... Увы, не каждого "предприимчивого" гражданина удается поймать за руку. Возник даже своеобразный бизнес: владельцы "Газелей" ездят по офисам и предлагают их обитателям за умеренную плату освободиться от хлама, который потом сваливают в ближайшем лесу.

И все же внедрение в городе системы селективного сбора отходов и извлечения из них вторичных ресурсов приносит плоды. В нынешнем году вторичного сырья на мусоросортировочном заводе получено в полтора раза больше (12,6 тысячи тонн), чем за соответствующий период прошлого года. На очереди - создание предприятий, которые будут его использовать. Фирмами "Экосервис" и "Алиса" приобретена технологическая линия, способная перерабатывать 150 тонн ПЭТ-бутылок в месяц. Совсем скоро это оборудование должно войти в строй. После чего автоград сможет предложить свои услуги по утилизации пластиковых емкостей из-под прохладительных напитков всем крупным городам Татарстана. Сейчас челнинские экологи рассматривают с предпринимателями проекты производств по переработке резинотехнических изделий, текстиля и древесных отходов.

Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ.
"Республика Татарстан" № 241 (25577) 2 декабря 2005

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -