"Петербургский опыт переработки отходов должен стать примером для всей России"
Справка
Ежегодно в Петербурге и пригородах образуется около 1 млн. тонн (5 млн. м3) твердых бытовых отходов (ТБО). Сложившаяся в городе к настоящему времени система обращения с отходами справляется с промышленной переработкой не более 20% от общего их количества, что реализуется на двух специализированных предприятиях - МПБО-1 и МПБО-2.
Остальная часть отходов складируется на двух полигонах: Южном Волхонском - у юго-западной границы Красносельского района и Новоселках - на северо-западе Приморского района Петербурга. Оба полигона, организационно входящие в структуру МПБО-1, принимают в год примерно 3,5-4 млн. м3 ТБО, т.е. 70-75% образующего количества. Остальное (менее 5%) приходится на вторичное сырье, отбираемое на разных этапах движения отходов, в частности, исчезает «никуда», т.е. пополняет несанкционированные свалки. (Из интервью с заместителем генерального директора ООО «МПБО-1» Михаилом Федашко и членом совета директоров ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс» Николаем Колычевым. Оба интервью проведены в феврале 2004 года).
ОАО "Механобр-техника" в конце прошлого года выиграло конкурс на право получения государственного финансирования на реализацию проекта: «Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции».
Сейчас начинается активная реализация проекта, который рассчитан на 2003-2006 гг. За это время планируется освоить 400 млн. рублей. Об особенностях проекта корреспонденту журнала «Spectrum» согласился рассказать Леонид Абрамович Вайсберг, доктор технических наук, генеральный директор - научный руководитель ОАО "Механобр-техника".
Л.В.: Мне приятно констатировать, что та идеология обращения с отходами, о которой я неоднократно говорил и пропагандировал, нашла отражение в проекте, который будет распространяться на всю Россию.
Очень долгое время в городе витали планы о строительстве мусоросжигательного завода (МСЗ). Сейчас, слава Богу, от этой идеи отказались. Мой девиз состоит в том: жечь мусор - все равно, что жечь деньги. Кроме того, сжигание - процесс довольно дорогой, так как грамотное сжигание предполагает существенные затраты на очистку отходящих газов от вредных веществ. В западной практике 70% средств, которые расходуются на сжигание, составляют затраты на очистку газов. В наших условиях именно на это денег и не хватит.
В Петербурге не используется и никогда не использовалась технология переработки ТБО методом сжигания, поэтому влияние на природную среду реально существующих заводов, перерабатывающих бытовые отходы, - незначительно. Очень важным и существенным является тот факт, что в Европейских странах затраты муниципальных бюджетов при сжигании одной тонны мусора превышают 100 долларов США, две трети из которых непосредственно связаны с заключительными технологическими операциями - очисткой газов. На московских МСЗ эта сумма составляет примерно 50 долларов США, вероятнее всего, за счет частичного отключения систем газоочистки.
В то же время в Петербурге переработка одной тонны мусора на действующих предприятиях обходится городскому бюджету не более чем в 10 долларов США, что несравненно меньше, чем при мусоросжигании. Это еще раз подчеркивает стратегическую правильность основного технологического направления, выбранного еще в советское время.
А.Н.: Что предполагает Ваш проект?
Л.В.: Хочу особо подчеркнуть, что деньги выделены не на строительство мусороперерабатывающих заводов и не на их проектирование, а на доведение до ума новых технологий переработки вторичных сырьевых продуктов в товарные продукты, для разработки конструкций, их испытания и подготовку к серийному производству.
Мы единственные из всех участников конкурса предложили технологии переработки всех вторичных материалов (пластик, бумага, стекло, отходы древесины и т.д.). В особенности хочется отметить технологии переработки автомобильного лома и железобетонных панелей. Мы должны в короткие сроки на базе экспериментальных образцов техники сделать комплектные технологические линии для пластика, стекла и т.д. После этого мы поставим эти линии на производство, что будет выполняться такими предприятиями как ОАО "Кировский завод", ОАО "ОМЗ - Немо" и т.д. Эти заводы в дальнейшем наладят серийный выпуск установок для мусоропереработки. Это не научный, не конструкторский, а инновационный проект. Наша задача разбудить невидимую руку рынка, показать, насколько это привлекательно для малого и среднего бизнеса.
А.Н.: Каковы причины того, что малый и средний бизнес почти не работает в этой сфере?
Л.В.: В настоящее время малый и средний бизнес не подкреплен законодательно и технологически. До сих пор у предпринимателя не было возможности получить полную технологическую линию для того или иного вида сырья. Надо было собирать по разным производителям. Даже если это удавалось, то возникали проблемы с кредитованием. Мы должны ликвидировать эти трудности. У ОАО "Механобр-техника" есть договоренности с предприятиями, работающими в конкретных областях. Например, если говорить о переработке пластика, то мы наладили контакты с ООО "Завод по переработке пластмасс имени Комсомольской правды" и ОАО "Пластполимер".
Мы будем работать с администрациями Москвы и Петербурга на предмет строительства на крупных муниципальных заводах сортировочных комплексов, осуществляющих первичную переработку сырья. Затем это сырье будет продаваться предприятиям малого и среднего бизнеса, которые будут превращать его в товар. Мусоропереработка должна стать рентабельным бизнесом, снижающим нагрузку на городской бюджет. Попутно и одновременно это решит и проблему очистки города от мусора, что произойдет, как только мусор станет товаром, т.е. превратится в сырье, необходимое мусороперерабатывающим предприятиям.
А.Н.: Что будете делать с отходами, которые не поддаются переработке?
Л.В.: Мы не являемся догматиками, упрямо противопоставляющими сжигание и переработку отходов. В данном случае речь идет о том, что надо максимально выделить товарную составляющую. То, что останется, будет разделяться на две фракции. Первая, освободившись специальными методами от тяжелых металлов, пойдет в компост. Вторая фракция останется неутилизируемой. Именно для этой фракции предусматривается сжигание, для чего должны быть использованы наиболее совершенные в тепловом отношении и сравнительно простые в эксплуатации агрегаты, в которых можно достигать температуры 1100-1200°С, что позволит уменьшить токсичность газовых выбросов. У нас имеются принципиально новые разработки, доведенные до опытно-промышленной стадии и полностью удовлетворяющие сформулированным выше требованиям. Разработана установка, где тепло, получаемое в результате горения, используется для обжига известняка, в результате чего получается строительная известь. Кстати, развитие петербургских мусороперерабатывающих заводов сдерживает, в том числе, и отсутствие такой установки. Скорее всего, на МПБО-2 мы попытаемся впервые на практике опробовать данную технологию. Я подчеркиваю, речь идет только о небольшой установке, а не о МСЗ, которая будет сжигать то, что не поддается переработке. Это не более 30% от объема ТБО.
А.Н.: Какой процент ТБО к 2006 году в Петербурге будет перерабатываться?
Л.В.: Я не могу точно ответить на этот вопрос. Все зависит от того, насколько городская администрация найдет возможность финансировать в городе развитие мусоропереработки. Но Петербургу мы оказываем колоссальную помощь: при строительстве новых заводов не надо будет закладывать средства на науку и НИОКР. Если в течение 2-3 лет городская администрация найдет $40-50 млн. долларов США, то картина изменится радикально, так как в переработку будет вовлечено две трети всех ТБО. Это намного меньшие деньги по сравнению с теми 130-140 млн. долларов США, которые искали год назад на строительство только одного МСЗ!
Действующие предприятия нуждаются в значительной модернизации. МПБО-1 требует реконструкции, т.к. завод проработал более 30 лет. На МПБО-2 в поселке Янино - введена в строй только первая очередь, в ближайшем будущем целесообразно удвоить его мощность. При реконструкции и развитии заводов необходимо усовершенствовать используемые ими технологии, которые частично устарели.
Снимаю шляпу и кланяюсь директорам МПБО-1 и МПБО-2 Андрею Лихачеву и Константину Маловичко, которые при всех трудностях держат свои предприятия в идеальном порядке. Благодаря их трудам, сегодня город выглядит более или менее прилично.
Кроме того, Петербург крайне нуждается в строительстве нового, современного мусороперерабатывающего предприятия, вероятнее всего, расположенного на северных пригородных территориях. Еще пять лет назад это было намечено распоряжением губернатора, однако, каких-либо конкретных шагов в этом направлении не предпринималось.
А.Н.: В городе действуют полигоны ТБО. Какова, на Ваш взгляд, должна быть их роль в ближайшем будущем?
Л.В.: Полигон Южная Волхонка, который эксплуатируется уже двадцатый год (с 1978 г.), сегодня представляет собой конической формы холм высотой до 30 метров, возвышающийся над равнинной окрестностью. При нынешних объемах поступления ТБО полигон будет нужно закрывать через 1,5-2 года.
Полигон Новоселки значительно моложе, и количество депонированных там отходов поэтому гораздо меньше. Но одного единственного полигона для размещения отходов города недостаточно. Кроме того, географические и геологические особенности расположения этого полигона нельзя назвать удачными.
Также я хочу подчеркнуть, что сам процесс размещения
ТБО на свалке действительно прост и дешев. Однако основные затраты на содержание свалки начинаются тогда, когда ее использование завершено. Свалка "живет" долгие годы. Выделение газов из толщи отходов начинается вскоре после ее создания и достигает максимума спустя 25-30 лет, после чего газ идет еще около полувека. Таким образом, выделение газов свалкой длится не менее 75 лет. Образующиеся в Петербурге за год бытовые отходы, если их полностью захоранивать на полигонах, дадут со временем 30-40 тыс. тонн метана.
Таким образом, земельные угодья, занятые под полигоны ТБО, выпадают из хозяйственного оборота, как минимум, на полвека. Судьба старых свалок Петербурга подтверждает справедливость такого прогноза. Старые официально зарегистрированные полигоны ТБО занимают здесь около 250 гектаров. Поэтому сейчас задача не складировать ТБО на полигонах, а подвергать их промышленной переработке.
Мусор должен быть товаром, должен возобладать сырьевой подход к нему. Отходы - это своеобразное месторождение полезных ископаемых. Надо их брать и эксплуатировать. Например, на медном месторождении "Удокан" в восточной Сибири в руде содержится 0,8% меди, а в городском мусоре этот показатель больше 1%, при этом не надо вкладывать огромные деньги в развитие инфраструктуры.
Комментарии специалистов
Сергей Шаховец, генеральный директор ЗАО "Эласт", вице-президент Российской Ассоциации содействия восстановлению и переработке шин "Шиноэкология":
«ЗАО «Эласт» (бывший Ленинградский шиноремонтный завод) совместно со своим научно-техническим подразделением ООО «Эласт-Технологии» примет активное участие в реализации проекта.
Наряду с восстановлением шин, ЗАО «Эласт» в последние десять лет занимается переработкой отходов резинотехнического производства и шинной крошки с получением регенерата и изготовлением различных резинотехнических изделий. Разработаны энерго- и ресурсосберегающие технологии и оборудование для производства регенерата из крупной (до 10 мм) резиновой крошки. Изготовлен опытно-промышленный образец машины для регенерации резины. Разработаны конструкции, рецептуры и технологии производства резинотехнических изделий на основе регенерата.
Наряду с технологией и оборудованием по производству регенерата, в рамках инновационного проекта ЗАО «Эласт» предоставит производственные площади, энергетическую, инфраструктурную и кадровую базу для испытаний опытного оборудования по переработке изношенных шин и резинотехнических изделий».
Александр Пустовалов, председатель правления ОАО "Промышленно-строительный банк":
«Нам представляется, что инновационный проект, о котором идет речь, достаточно проработан и подготовлен "Механобр-техникой" для реализации, в первую очередь, в крупнейших мегаполисах, таких как Москва и Петербург.
Основной целью участия банка в данном проекте будет являться подготовка профессиональных инвестиционных меморандумов и бизнес-планов для привлечения малого и среднего бизнеса в новый сектор экономики, которым является переработка отходов с последующим кредитованием предприятий на прямой и лизинговой основе.
Кроме того, по мере выполнения проекта в 2003-2006 гг. банк готов по мере необходимости оказывать инвестиционную и кредитную поддержку основным участникам проекта».
Константин Маловичко, генеральный директор ГУП "Завод МПБО-2":
«ГУП "Завод МПБО-2" будет участвовать в проекте. Наше предприятие готово принять участие в строительстве и испытании опытных установок, разработанных ОАО "Механобр-техника" и другими участниками проекта. Я говорю об установках для переработки пластмассовой тары, макулатуры, стеклобоя, для производства модификатора почвы на основе компоста, для термического уничтожения не утилизируемой части ТБО и для плазмохимического уничтожения опасных отходов.
Финансирование части расходов по строительству и испытанию указанных установок будет осуществлено в процессе реконструкции и расширения завода, производимых за счет средств Инвестиционного бюджетного фонда Бюджета Петербурга на 2003 - 2004 годы, где для указанных целей предусмотрено 318 млн. рублей».
Геннадий Месяц, академик РАН, вице-президент РАН:
«Российская академия наук поддерживает включение Института проблем электрофизики РАН в состав исполнителей инновационного проекта государственного значения "Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий твердых отходов и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции". РАН планирует со своей стороны дополнительно выделить указанному институту в течение 2004-2006 гг. на развитие работ по плазмохимической утилизации опасных отходов порядка 30 млн. рублей».
Андрей Шадрин, генеральный директор ОАО "Пластполимер":
«ОАО "Пластполимер" примет участие в разработке, изготовлении и испытании комплексных технологических линий для переработки различных видов пластмассовой тары с получением вторичного сырья и изделий.По предварительным оценкам, совокупные затраты ОАО "Пластполимер" на создание и испытание опытно-промышленных линий в течение 2004-2006 гг. составят 5 млн. рублей».
Петр Семененко, генеральный директор ОАО "Кировский завод":
«ОАО «Кировский завод» примет участие в создании и испытании в качестве соисполнителя инновационного проекта, а также постановке на серийное производство в течение 2003-2006 годов следующего оборудования: комплекс оборудования для переработки автомобильного лома и комплекс оборудования для переработки строительного мусора, содержащего железобетонные конструкции».
Адам Гонопольский, председатель научно-технического совета Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы:
«Научно-технический совет Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы рассмотрел номенклатуру технологий и изделий, разработанных ОАО "Механобр-техника" для высокопроизводительной переработки отходов производства и потребления: оборудование для переработки макулатуры и отходов древесины, стеклобоя, различных видов пластмассовой тары, резиновых отходов, включая автомобильные шины, а также оборудование для сортировки и переработки твердых бытовых отходов.
По результатам экспертизы представленных материалов, Научно-технический совет, отмечая высокую эффективность и экологическую безопасность оборудования, подтверждает заинтересованность в реализации проекта "Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции" для Комплекса городского хозяйства Москвы».
Справка
ОАО «Механобр-техника» более 80 лет занимается разработкой технологий и оборудования для переработки всех видов полезных ископаемых, вторичного и техногенного сырья, отходов, любых других материалов. Компания производит и поставляет оборудование, обеспечивающее производительность от нескольких килограммов до сотен тонн в час. Производимые машины и установки обеспечивают реализацию современных малозатратных, высокоэффективных и экологически чистых технологий.
Александр Новиков
"Деловой Петербург" (15 января 2004 года)