В мусоре нет только инвестиций
С 2001 года их количество возросло в полтора раза. Растет и без того крупный Гусинобродский полигон, на котором производится накопление и захоронение мусора. Он существует почти 40 лет, и его единственный на сегодняшний день резерв — дальнейшее расширение площади. Такая же ситуация и с другими официальными полигонами.
Постоянно наращивают количество отходов не только заводы и фабрики, но и частный сектор города. «За пять-шесть лет объем вывоза мусора и ТБО с частных дворов вырос в девять раз, — сообщил председатель Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Михаил Яцков. — Кроме того, приходится ежегодно убирать около 200 несанкционированных свалок».
Перспективы наиболее эффективного решения проблемы сбора и утилизации ТБО в Новосибирске сегодня связаны с целевой городской программой по мусоропереработке до 2009 года. По подсчетам специалистов мэрии, у нас в мегаполисе необходимо построить 15 мусороперерабатывающих заводов. Все они должны располагаться по периметру городской черты с учетом схемы вывоза мусора. Возводиться они будут в основном на средства частных инвесторов. Доля города во всех проектах — 10%. Причем предусмотрено не прямое финансирование, а участие своей землей, спецавтотранспортом и полигонами. Срок возведения каждого из таких предприятий — 1,5 года. Правда, наличие мусороперерабатывающих заводов окончательно не отменяет полигоны. Просто они будут меньшими по размерам, инженерно-оборудованными и выгодно отличаться от неэстетичных и антисанитарных сегодняшних свалок. Кроме того, они будут выполнять роль своеобразных сырьевых складов для мусороперерабатывающего производства.
Сейчас на разных этапах реализации находятся проекты первых трех новосибирских мусороперерабатывающих заводов (НМПЗ). Построен фундамент и ведется строительство корпуса НМПЗ № 1, который расположен на Гусинобродском полигоне. Уже сама эксплуатация здесь такого предприятия как минимум вдвое сократит его объем. Предполагается, что завод начнет действовать через полгода. Еще раньше, весной-летом, на Северном проезде Ленинского района обещают ввести в строй НМПЗ № 2. Третий завод весной 2006 года только начнут возводить в Калининском районе. Построенные в разных концах города, они даже таким малым составом оптимально, насколько это сейчас возможно, смогут обслуживать все его районы.
Тем не менее в мэрии признают, что реализация этих проектов приняла вялотекущий характер. Причина — отсутствие инвесторов, которые могли бы их финансировать. Поэтому Новосибирск пока остается лишь активным разработчиком инновационных проектов в этой области. По словам ведущего специалиста департамента промышленности, науки и технологий мэрии Геннадия Маракова, сейчас в городе их создают государственный проектно-изыскательский институт «ВНИПИЭТ», Институт теплофизики и Институт катализа СО РАН, «Техэнергохимпром», НГТУ.
Например, в Институте теплофизики уже не первый год ведутся работы по созданию мусороперерабатывающих, точнее — мусоросжигающих производств с использованием средних температур (1–1,5 тысячи градусов). Это направление лично курирует директор института, член-корреспондент РАН Сергей Алексеенко. НГТУ совместно с Институтом катализа предлагает 100-процентную переработку ТБО сжиганием в плазме, в которой горят даже бетон и слаборадиоактивные вещества. Люди науки давно поняли, что мы сидим на «бомбе замедленного действия». Рано или поздно продукты распада всевозможных отходов на свалках, достигнув критической массы, дадут о себе знать…
Департамент промышленности, науки и технологий служит своеобразным передаточным звеном между учеными, промышленниками и заинтересованными структурами. Он помогает проектантам продавать их разработки. Городу выгодно также то, что они разрабатывают проекты с таким прицелом, чтобы подключить новосибирские предприятия к изготовлению соответствующего оборудования. География тех, кто заинтересовался нашими мусороперерабатывающими технологиями или реализует их, простирается от Минска до Сахалина. Однако в Новосибирске, как уже говорилось, до сих пор ничего подобного не внедрили.
По информации Геннадия Маракова, первый в Сибири мусороразборочный завод построили лишь в Барнауле. Именно мусороразборочный, и не более того. Здесь из ТБО выбирают макулатуру, пластик, цветные металлы. Однако находят в мусоре для вторичного использования вместо 50–70% «полезных» отходов только 7–10%. Проблема в том, что поздно спохватились с открытием завода. Цикл предварительного разбора мусора уже ведут некие «бичи», которые по утрам перетряхивают мусорные контейнеры у жилых домов, выбирая из них тот же пластик, картон и т. п. и сдают ушлым, но неустановленным юридическим или физическим лицам. Таким образом, на завод приходит уже отсортированное, «обедненное» сырье.
На НМПЗ № 1, что на Гусинке, хотят запустить переработку мусора поэтапно. Вначале это будет тоже только его разборка или сортировка. Затем предприятие сможет заняться брикетированием мусора. Спрессованный, он сокращается в объеме в 10 раз. На третьем этапе предусматривается сжигание ТБО. НМПЗ № 2 также будет сортировать отходы, а в дальнейшем и сжигать их. Кстати, по калорийности мусор и ТБО равнозначны кузбасскому бурому углю. Так что, уничтожая свалку, завод сможет обеспечивать свое производство собственной тепло- и электроэнергией и, если будут излишки, продавать ее.
Что касается такого побочного «продукта» производства, как дым, то и тут у новосибирцев есть эффективное противодействие. У «Техэнергохимпрома» большой опыт создания установок по очистке выбросов в атмосферу. Кстати, его специалисты участвовали в строительстве мусороперерабатывающего предприятия в Южной Корее. В этой стране очень жесткие экологические требования, но, тем не менее, их разработка была принята безоговорочно, с первого раза.
Известно, что утильсырье — тоже сырье. Однако на полный цикл переработки мусора ориентирован только будущий НМПЗ № 3. Как рассказал организатор проекта — региональный представитель концерна «Sacria industries» (Франция), директор ООО «МП-Сибирь» Сергей Пальянов, завод будет включать в себя две отдельных линии — переработки ТБО и шинопереработки. В итоге из мусора станут получать макулатуру, стеклянную крошку, которая идет на переплавку, пластиковую крошку и многое другое.
По словам Сергея Пальянова, более 40 потребителей из числа новосибирских предприятий уже сейчас ждут переработанное из отходов сырье и готовы за него платить. Более того, их заинтересованность в дешевом сырье для своего производства вызовет бум на мусор, считает он. По его мнению, когда заработают мусороперерабатывающие заводы, возродится сеть пунктов приема вторсырья.
Добавим, что, кроме всего прочего, мы дождемся, когда в городе исчезнут такие «архитектурные» малые формы, как побеленные или покрашенные автошины на клумбах. Это убожество, порожденное советской нищетой, когда процветал лозунг «Голь на выдумки хитра», — не украшение, а позор наших дворов. НМПЗ № 3 планирует организовать совместно с НАПО им. Чкалова переработку 20 тысяч тонн авиа- и автопокрышек в год. Старые шины «дадут» необходимую добавку в асфальт, а также прессованную резину, из которой производят напольные и кровельные покрытия, спортивные маты и многое другое.
И все же недаром считается, что пустить все отходы в дело невозможно. После всего, что уйдет на вторичную переработку, может оставаться еще около 20% мусора, из которого ничего нельзя сделать. Но и он не пропадет. «Остатки» станут основой почвогрунтовых смесей, с помощью которых полигоны будут рекультивировать, восстанавливать их ландшафт. Жаль, что НМПЗ № 3 все еще в проекте. Более того, концерн «Sacria industries» готов участвовать в создании еще одного мусороперерабатывающего предприятия — в городе Обь. Оно также должно обеспечивать 100% утилизации и переработки отходов. Однако в обоих случаях французы предлагают нам только оборудование в лизинг, вкладывать же инвестиции в строительство заводов они не собираются.
Владимир Макеенко,
"Николаевский проспект", Новосибирск