Внедрение системы раздельного сбора мусора в регионах идет со скрипом. Но, как показывает опыт Ростовской области, лиха беда начало — здесь с энтузиазмом взялись за «грязное» дело. Причем власти региона обещают, что нагрузка на население после запуска новой системы сбора мусора и предприятий по переработке ТБО вырастет незначительно, а экологи советуют снижать ее максимально за счет бюджета.
Ростовская область решила стать пионером в области раздельного сбора мусора. На территории региона уже начаты работы по строительству восьми межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК), ввод которых запланирован на 2018 год. Новая система включает также раздельный сбор твердых бытовых отходов (ТБО), вывоз разных видов мусора в разные дни недели.
Как рассказала пресс-секретарь министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Нина Осичкина, каждый МЭОК уже имеет своего инвестора, реализующего проект согласно утвержденной «дорожной карте».
«Как заявил недавно наш губернатор Василий Голубев, если бизнесмены не будут выполнять взятые на себя обязательства, они должны будут уступить место другим, желающих много. Например, на одном из МЭОК работает китайская компания, имеющая большой опыт переработки ТБО, необходимые технологии. На ряде МЭОК планируется получать из отходов энергию. На создание этих комплексов не расходуются бюджетные деньги. Но администрации районов помогают бизнесу с выделением земельных участков для их размещения, кроме того, в регионе ведется активная пропаганда новой системы сбора отходов, поддерживается общественное движение», — уточнила она.
Действительно, отказаться от привычного россиянам вывоза мусора на полигоны ТБО и перейти на переработку отходов не удастся без раздельного их сбора. По словам представителя министерства ЖКХ, ростовчан уже вовсю приучают к новым порядкам: «Компании ставят специальные сетки для сбора ПЭТ-бутылок, общественные организации проводят раз в месяц в разных точках города раздельный сбор мусора. Перед властями всех городов и районов области поставлена задача организовать совместно с инвесторами до 1 июля установку контейнеров для сбора сухих и влажных отходов, а также наладить деятельность стационарных и передвижных пунктов сбора вторсырья», — добавляет она.
У Ростовской области хороший потенциал в деле раздельного сбора мусора, заявил специалист токсической программы «Гринпис России» Александр Цыганков.
«Шаги в этом направлении делает ряд городов страны: в Петрозаводске принята «дорожная карта» по внедрению раздельного сбора, в Екатеринбурге рабочая группа занимается разработкой такой карты. Есть предпосылки для внедрения раздельного сбора ТБО и в Ростове-на-Дону — власти понимают, что он может помочь решить проблему с отходами: есть сбор стеклотары в баки компании "Балтика", есть сильная инициативная группа "Ростов — город будущего"».
Однако, все это, по мнению экологов, требует систематизации и какого-то оформления нормативно-правовым актом. Это касается и Ростовской области: хорошо, когда декларируются какие-то намерения, но все это требует закрепления.
«К сожалению, сейчас ни из поправок к ФЗ "Об отходах", ни из планов области по созданию комплексов не следует, что этому обязательно будет сопутствовать раздельный сбор. А без закрепления в законодательстве именно такого принципа сбора, вся мусорная инфраструктура будет мало эффективна. Поэтому намерение приветствуется, но хочется увидеть его в виде постановления правительства, причем не рекомендательного, а обязательного характера», — говорит Цыганков.
Экологическая составляющая в подобных проектах, конечно, приоритетна. Но простых людей больше интересует вопрос о том, как отразится кипучая деятельность ростовских властей по переходу на цивилизованный путь обращения с отходами на их кошельках. А в Ростове он пока остается открытым. И хотя министр ЖКХ региона Сергей Сидаш недавно признал, что это вызовет рост тарифа на сбор и вывоз мусора, в частности за счет увеличения транспортных расходов коммунальных предприятий, конкретных цифр власти пока не называют.
Как сообщила главный специалист регионального министерства ЖКХ Наталья Коломийцева, вопрос еще прорабатывается.
«Резкого повышения тарифа точно не ожидается. Да, транспортные плечи по доставке отходов на МЭОК могут несколько увеличиться. Но главным образом речь идет о том, что в новой системе обращения с ТБО за эту услугу будут платить те, кто раньше за это не платил. Во многих районах области, особенно северных, сейчас вообще нет тарифа на утилизацию отходов. Жители небольших сел решают эту проблему самостоятельно за счет стихийных свалок. Когда появятся мусороперерабатывающие заводы, новая техника для вывоза отходов из всех уголков региона, их жителям придется оплачивать этот шаг в цивилизацию», — говорит она.
Появление новой услуги, безусловно, приведет к росту расходов населения, считает эксперт Института подготовки кадров государственного и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Игорь Кокин. «Тем более что с 2016 года вступят в силу в полном объеме изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (№458-ФЗ), согласно которым регионы получат полномочия по регулированию тарифа на сбор и вывоз ТБО», — рассказал он.
Тарифная составляющая формируется региональной комиссией по тарифам, поэтому этот вопрос и экономический, и политический, указывает Александр Цыганков.
«Но от подхода «сколько это будет стоить» к мусору надо отходить или ставить его честнее, корректнее: сколько это будет стоить мне сейчас, в платежке, а сколько это будет стоить в перспективе 5-15 лет с точки зрения моего здоровья, здоровья моих детей, качества жизни в регионе, качества продуктов, выращенных на этой земле с этой водой... Задачу снижения нагрузки на население или снижения недовольства выросшей нагрузкой должна брать на себя власть, исходя из не только сиюминутных затрат, но и стратегической оценки ситуации. За улучшение качества жизни и снижение экологической угрозы, конечно, надо платить, но хорошо бы, чтобы власть спланировала эту нагрузку равномерно и с заботой о населении», — считает он.