В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, (далее – Налоговый кодекс РФ) под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Согласно п. 10 ст. 13 указанного Федерального закона к федеральным налогам и сборам относится, в том числе, государственная пошлина.
В соответствии с п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 данного Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
При этом в целях данной главы выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ плательщиками государственной пошлины признаются:
1) организации;
2) физические лица.
При этом указанные в пункте 1 данной статьи лица признаются плательщиками, если они, в том числе, обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных данной главой.
В соответствии с подп. 125 п. 1 ст. 333.33 указанного Федерального закона государственная пошлина уплачивается за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение - 1 600 рублей.
На основании изложенного, выдача Документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение является юридически значимым действием, совершение которого возможно при уплате соответствующей государственной пошлины.
При этом положения налогового законодательства не предусматривают возможность зачета ранее уплаченного размера государственной пошлины при получении мотивированного отказа в совершении юридически значимых действий и повторном обращении за их совершением.
В рамках ответа на поставленный вопрос необходимо отметить позицию Конституционного суда Российской Федерации.
Так, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23 мая 2013 г. № 11-П Конституционный суд РФ при решении вопроса о возвращении государственной пошлины при получении организацией мотивированного отказа в предоставлении лицензии указал, что пункт 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ как по своему буквальному смыслу, так и во взаимосвязи с абзацем девятнадцатым подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 данного Кодекса не предполагает возврата уплаченной государственной пошлины в случае отказа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Кроме того, Конституционный суд РФ сослался на позицию Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 28 ноября 2011 г. по делу № А63-4954/2011), которым было указано, что государственной пошлиной оплачивается заявление на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а юридически значимое действие лицензирующего органа включает в себя прием, регистрацию, экспертизу представленных соискателем документов, обследование занимаемых им производственных помещений, составление акта и принятие соответствующего решения (о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче) и что ни в статье 333.40 Налогового кодекса РФ, ни в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» отказ в выдаче лицензии не предусмотрен в качестве основания для возврата государственной пошлины.
Таким образом, учитывая позицию Конституционного суда РФ (Постановление от 23 мая 2013 г. № 11-П), совершение юридически значимых действий (в т.ч. выдача Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), требующих уплаты государственной пошлины, заключается не только в достижении результата таких действий, но и предполагает возможность их завершения мотивированным отказом.
На основании изложенного, хозяйствующий субъект, получивший мотивированный отказ в выдаче Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при повторной подаче заявления на выдачу Документа (после устранения недостатков материалов) обязан повторно уплатить государственную пошлину за оформление указанного разрешительного документа.