Министерство транспорта Московской области по поручению Губернатора Московской области Бориса Громова приступило к созданию региональной комплексной системы сбора, переработки и утилизации транспортных средств, крупногабаритного металлолома, свинцово-кислотных аккумуляторов, бытовой и иной техники. Сложившаяся сеть организаций по сбору и утилизации автомобильной и другой техники развивается преимущественно стихийно и избирательно в отношении продуктов утилизации по ценности и затратности. Наступило время должной координации, государственной регламентации и контроля, учета проблем и интересов региона.
Как-то не принято начинать статью с сухих цифр, но попробуем. Комплект покрышек, пусть не самых дорогих, обходится автолюбителю почти в полторы тысячи рублей и служит 2-3, иногда 4 года. А потом надо готовить следующие полторы тысячи, если не больше... Без малого 20 МЗП (минимальных зарплат) попросту выбрасываются. Выбрасываются в прямом смысле этого слова, становясь вполне осязаемым мусором. Причем, как замечают специалисты, срок эксплуатации шины постоянно сокращается, и дело здесь не в качестве продукции. Все чаще на первое место выходят такие понятия, как престиж, желание не отставать от соседа по гаражу. Миллионы покрышек становятся «украшением» обочин и кюветов, свалок и лесов, и число их постоянно растет. Как это ни удивительно, но ни одного на 100% эффективного способа утилизации отработавших покрышек до сих пор нет.
Мир буквально тонет в мусоре. Но дело не только в экологии или эстетике, а и в бездарно расходуемых природных ресурсах. Кто-то умный в организации "Всемирный фонд сохранения природы" прикинул, что если бы каждый человек на Земле потреблял столько же ресурсов, сколько жители промышленно развитых стран, да ещё выбрасывал бы в воздух столько же двуокиси углерода, то для комфортного существования всех потребовалось бы, по меньшей мере, ещё две таких планеты, как Земля, а то и три.
В отличие от многих стран мира, у нас утилизация мусора, как правило, приносит одни убытки.
По инициативе ряда ведущих предприятий вторичной цветной металлургии и НП «Межрегиональный центр вторичной цветной металлургии» 21 января 2003 г. в г. Москве состоялся круглый стол предприятий с повесткой дня «О современном состоянии и перспективах развития вторичной цветной металлургии и консолидации деятельности предприятий». Присутствовали представители 26 предприятий и организаций вторичной металлургии Центрального региона, Урала и Дальнего Востока. Они представляли как организации, занимающиеся заготовкой и первичной переработкой лома и отходов цветных металлов и сплавов, так и ведущие металлургические заводы, выпускающие сплавы из цветных металлов.
В наше время, когда 90 процентов товара в розничной торговле отпускается в фабричной упаковке, приходится вспоминать, что не так давно 90 из 100 продуктовых покупок продавцы взвешивали и заворачивали в бумагу, большие рулоны которой были во всех магазинах. Сегодняшний же натиск использованной упаковки настолько велик, что спецмашины едва успевают отвозить горы мусора на свалку, а окраины города и поселков, лесные поляны с каждым годом превращаются в свалки. И дело здесь не только в низкой экологической культуре населения, но и в отсутствии системы сбора и переработки всех видов тары. Поэтому любой проект, направленный на промышленное применение использованных изделий из полимеров, находит безусловную поддержку во всех руководящих и контролирующих органах города и района.
Металлургический холдинг "Цветметсервис" в 2003 г. планирует начать поставки фольги для сигарет в Россию. Об этом сообщил генеральный директор компании Александр Цейтлин. По его словам, на данный момент в Россию импортируется около 12 тыс. т табачной фольги ежегодно, и в настоящий момент ни на одном российском предприятии данный тип фольги не производится.
По разным причинам автомобили "сыпятся" и полностью теряют трудоспособность. Только в Московской области ежегодно стареют или не подлежат восстановлению после аварий 150 тыс. "железных коней". При этом редкий владелец цивилизованно расстается со своим сокровищем и сдает его в утиль. Чаще всего обездвиженное транспортное средство ржавеет во дворе под окнами хозяев, на пустыре, в лесу или на дне водоема, отравляя окружающую среду.
В ближайшее время индустрия начнет вкладывать деньги в пилотные программы по поиску наилучшего решения, позволяющего справиться с надвигающейся лавиной старых компьютеров и других изделий потребительской электроники.
По оценкам, на нелегальных свалках США накопилось более миллиарда выброшенных автомобильных покрышек, и ежегодно их количество увеличивается на 280 миллионов. Когда одна из таких свалок, содержавшая от пяти до семи миллионов покрышек, в 1983 году загорелась, то потушить пожар не могли девять месяцев.