Не создавать отходы, перерабатывать и вторично использовать, безопасно захоранивать – таковы приоритеты нового Закона об отходах, недавно вступившего в силу. Закон, несмотря на ряд прогрессивных нововведений, содержит также и решения, названные представителями бизнеса «возвратом в прошлое».
Министерство природных ресурсов и экологии РФ провело Интернет-конференцию «Обращение с отходами в России: практические вопросы».
Представители власти и бизнеса выступили с докладами, касающимися изменений в области обращения с отходами. Основной темой обсуждения стал вступивший в силу 1 января федеральный закон №458-ФЗ, коренным образом изменивший существующий Закон об отходах.
Он призван решать две задачи: создать административную систему госрегулирования в области обращения с отходами и сократить объемы размещения отходов на полигонах за счет введения механизма расширенной ответственности производителей.
Для его реализации потребуется принять 33 постановления правительства, которые будут исполнять Минприроды РФ, Минстрой, Федеральная служба по тарифам и другие федеральные органы.
Производители станут более ответствеными
В соответствии с поправками, внесенными в Закон об отходах, впервые в России устанавливается ответственность производителя товара за утилизацию отходов, которые образуются в результате потребления этих товаров.
По новым правилам производители товаров имеют возможность выбора – утилизировать отходы самостоятельно или же платить экологический сбор.
«Ни в одной стране мира, где введена ответственность производителя, нет такой альтернативы», – отметил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Николай Нефедьев.
По мнению чиновника, подобная мера «расширит степень свободы для бизнес-сообщества».
Ответственность производителя вводится с целью сокращения объемов захоронения отходов и повышения степени утилизации полезных фракций – бумаги, полимеров, стекла и металла.
Несмотря на то, что данная норма действует с 1 января, до сих пор находятся в стадии обсуждения перечень товаров, которые должны быть утилизированы, нормативы утилизации, ставка экологического сбора. Эти параметры должны быть утверждены соответствующими подзаконными актами.
Субъекты получат полномочия
С 1 января 2016 года основные функции по управлению потоками отходов будут сосредоточены на уровне субъектов РФ.
Субъекты выбирают региональных операторов, в задачу которых входит обеспечение вывоза отходов из жилого сектора и направление их на специализированные объекты по обращению с отходами.
Одновременно с этим появится новый вид коммунальной услуги – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), которую будут предоставлять региональные операторы. По мнению авторов закона, нововведение не только сделает услугу прозрачной, но и позволит решить вопрос с организацией вывоза отходов из частного жилого сектора. Сейчас граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах, обеспечивают вывоз своих отходов по желанию, что во многом является причиной появления несанкционированных свалок, особенно в летний период.
Кстати, в понятие ТКО теперь входят не только отходы многоквартирных домов, но и часть отходов производства, аналогичные по составу отходам, образующимся в жилых домах.
Шаг назад
Представители бизнес-сообщества принятым законом оказались недовольны, считая многие его положения «возвратом в прошлое» в связи с чрезмерным государственным регулированием.
Заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Юрий Максименко заявил, что «предложенные решения приведут к появлению неэффективной гипертрофированной системы регулирования в области обращения с отходами».
По мнению Максименко, монопольное положение регионального оператора входит в противоречие с механизмом расширенной ответственности производителя, «препятствуя его реализации и фактически лишая его целесообразности».
В соответствии с законом, у производителей отсутствует доступ к отходам потребления в случае выбора самостоятельной утилизации, пояснил Максименко. Аналогично домохозяйства лишаются важного экономического стимула для снижения расходов на удаление отходов за счет раздельного сбора и передачи отдельных видов отходов на утилизацию в рамках реализации расширенной ответственности производителя.
Максименко подчеркнул, что в условиях кризиса законодателю следовало бы поддержать компании, а не толкать их на необоснованные расходы. В частности, новый закон прекращает действие ранее выданных «бессрочных» лицензий на деятельность по размещению и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности и требует получение новых. «Для крупных компаний затраты составят сотни миллионов рублей», – сказал бизнесмен.
Кроме того, представители бизнеса считают необходимым введение переходного периода (до 2020 года) для реализации механизма ответственности производителя. Из-за того, что сейчас предприниматели не имеют возможности спрогнозировать расходы, связанные с утилизацией, и включить их в себестоимость товара, может произойти резкое увеличение стоимости большинства товаров народного потребления, что усугубит негативную экономическую ситуацию в стране.
Без сортировки никак
По оценке специалистов, в России вторично используется менее 5% отходов, остальное накапливается на полигонах и свалках, отравляя окружающую среду. Тогда как в Европе 60-80% отходов возвращается в хозяйственный оборот.
Чтобы исправить ситуацию, усилиями государства и частного капитала создается новая для нас отрасль – рециклинг.
«Пока отрасль не развита, и основной причиной этого является отсутствие требования обязательной сортировки», – заявил генеральный директор группы компаний «Эко-система» Андрей Якимчук.
С этой точки зрения, несомненным плюсом нового документа стало введение запрета на захоронение несортированных отходов с 1 января 2017 года. Однако в тексте закона необходимость сортировки прописана не прямо, а косвенно, в составе переработки, что является существенным недостатком.
«Большой ошибкой и шагом назад» назвал глава компании введение лицензирования на осуществление любой деятельности по управлению отходами с 1 июля текущего года. «Это самая коррупциогенная и вредоносная норма в данном законе, – считает Якимчук,– так как отсутствие правоустанавливающих документов в этой области ведет к продаже лицензий и актов проверки».